Top.Mail.Ru

08:54
Люди склонны повторять действия, даже если это не приносит выгоды

Немецкие психологи из Дрезденского технологического университета экспериментально подтвердили, что люди склонны механически повторять привычные действия, даже когда это не приводит к лучшему результату. Ученые из Дрезденского технологического университета разработали специальную компьютерную задачу — Y-NAT, в которой участники должны были набирать очки, двигаясь по сетке.

В эксперименте участвовали 70 человек, которым предложили «стандартную последовательность действий» (DAS), которая в 43,75% случаев давала максимальный результат. Однако даже когда DAS переставала быть оптимальной, многие продолжали ее использовать. Это подтвердило гипотезу о «повторяющемся уклоне» — тенденции повторять привычные действия независимо от их полезности.

 

Иллюстрация выполнения одной задачи. В начале испытания на экране в течение одной секунды отображались цель, поля последовательности действий по умолчанию (DAS) и средние точки DAS. В течение последующей фазы реагирования, которая длилась до шести секунд, необходимо было выполнить четыре действия. В течение фазы обратной связи, которая длилась 4 секунды в конце каждого испытания, сообщалось о вознаграждении.

 

Компьютерное моделирование выявило, что решения участников лучше всего объясняются сочетанием двух факторов: стремлением к выгоде и склонностью к повторению. При этом у некоторых людей этот уклон был выражен сильнее, что снижало их общую эффективность в задаче.

Как отмечают авторы, результаты исключают объяснения через случайный выбор или невнимательность — модель демонстрирует, что повторение действий становится независимым фактором принятия решений.

Особенно ярко эффект проявился у части испытуемых, которые упорно придерживались привычных схем и в итоге показывали худшие результаты. Интересно, что такие участники действовали медленнее остальных, хотя повторение обычно ассоциируется с автоматизмом.

 

Экспериментальная задача. Участники должны были собрать четыре цветных круга, перемещая персонажа в стиле Пакмана по сетке 5 на 5. Цвет каждого круга указывал на количество очков, получаемых при перемещении в соответствующее поле (подробнее см. основной текст). Очки, полученные за последний собранный круг, отображались в центре сетки (здесь — 38). Цель текущего испытания отображалась в левом верхнем углу. Под этой целью отображалась текущая сумма очков, набранных до текущего хода. Четыре квадрата, расположенные в левом нижнем углу, указывали на текущий номер хода. В этом примере участник собирался сделать свой третий ход после того, как набрал очки в двух кругах. Поля последовательности действий по умолчанию (DAS) были выделены серым фоном. График четырёх используемых траекторий достижения цели. Каждый блок состоял из 20 испытаний. По оси Y показана абсолютная разница в баллах между целью каждого испытания и ожидаемыми баллами, которые можно было бы получить с помощью DAS. Серая область представляет собой испытания, в которых DAS была одной из доступных последовательностей действий с наивысшим ожидаемым вознаграждением. Визуальное представление баллов по цветам. Порядок целевых траекторий в рамках эксперимента и разделение блоков на половины и сегменты.

 

Исследование поддерживает идею, выдвинутую еще более века назад психологом Эдвардом Торндайком: люди повторяют действия не только из-за награды, но и просто потому, что привыкли. Эти выводы могут помочь в изучении формирования привычек и принятия решений в повседневной жизни.

Работа также показала, что участники с сильным «повторяющимся уклоном» действовали медленнее и получали меньше наград, что может указывать на связь между привычками и мотивацией.


Прикрепления
Скачать

Перейти к обсуждению
Категория: Актуальное | Просмотров: 36 | Добавил: izwjagin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0