Афоризмы [3] Энциклопедия [496]
Конференции [5] История психологии [41]
История психологии – хронологическая лента ключевых событий в психологии, психиатрии и психотерапии. Изучите важные открытия, биографии ученых, развитие теорий и методов от античности до современности

32-я ежегодная конференция хорватских психологов — Психология и психологи в период кризиса

GKHP32 — ежегодная конференция хорватских психологов.

Эта конференция предоставляет возможность обменяться идеями, совместно поразмышлять и узнать, как психология может помочь повысить устойчивость человека и общества.

Психология как научная и практическая дисциплина играет ключевую роль в понимании и разрешении множества кризисных ситуаций, с которыми мы сталкиваемся ежедневно. В рамках лекций, семинаров и дискуссий участники мероприятия рассмотрят проблемы, которые влияют на нашу повседневную жизнь, и обменяются знаниями и опытом, которые помогут нам найти ответы на вопросы о кризисных ситуациях и их влиянии на психическое здоровье.

Особое внимание будет уделено психологическим факторам жизнестойкости, семейным ресурсам и механизмам преодоления трудностей, а также роли личности, семьи и общества в преодолении трудностей.

Место:
Хорватия, Сплит, Отель Radisson
Дата:
05.11.2025 — 08.11.2025
Конференции
20
28.10.2025
izwjagin
0
1913

Торндайк публикует «Принципы обучения, основанные на психологии»

Американский психолог и педагог Эдвард Ли Торндайк, один из основоположников бихевиористского подхода в психологии, опубликовал фундаментальный труд «Принципы обучения, основанные на психологии» (Educational Psychology). В данной книге Торндайк перенёс акцент с чисто теоретических построений на их практическое применение, создав систематизированное руководство для педагогов, основанное на строгих научных данных.

Подробнее →
1905

Публикация Торндайком учебника «Элементы психологии»

«Элементы психологии» (1905) Эдварда Ли Торндайка — это основополагающий учебник, в котором систематизированы революционные для своего времени идеи о поведении как объекте научного изучения, ключевыми из которых являются теория связей и сформулированные законы научения — эффекта и упражнения, заложившие методологический фундамент для последующего развития бихевиоризма и экспериментальной педагогики.

Подробнее →
1905

Зигмунд Фрейд публикует «Три очерка по теории сексуальности»

В 1905 году венский невролог и основатель психоанализа Зигмунд Фрейд опубликовал работу, которая навсегда изменила представления о человеческой природе, — «Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie» («Три очерка по теории сексуальности»). Этот труд не только стал краеугольным камнем психоаналитической теории, но и вызвал шквал критики и непонимания со стороны современного Фрейду общества, отличавшегося строгими викторианскими нравами.

Подробнее →
1911

Эдвард Торндайк сформулировал закон эффекта.

В 1911 году американский психолог Эдвард Ли Торндайк, один из пионеров сравнительной психологии и научного изучения обучения, опубликовал свой фундаментальный труд "Интеллект животных", основанный на его диссертации 1998 года, в котором сформулировал закон эффекта.

Подробнее →
1898

Торндайк защитил диссертацию "Интеллект животных", в которой описал эксперименты с «проблемными ящиками»

В 1898 году Эдвард Ли Торндайк, выдающийся американский психолог, получил степень доктора философии в Колумбийском университете, защитив свою новаторскую диссертацию «Интеллект животных. Экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных». Эта работа не только принесла ему научное признание, но и заложила фундамент для объективного, экспериментального подхода в изучении поведения и научения, став отправной точкой для бихевиоризма.

Подробнее →
1905

Создана шкала Бине — Симона для оценки интеллектуальных способностей детей

Альфред Бине и Теодор Симон создали шкалу Бине — Симона для выявления учащихся, которым требуется дополнительная помощь. Это положило начало стандартизированному психологическому тестированию.

Подробнее →
1905

Мэри Уитон Калкинc стала первой женщиной-президентом Американской психологической ассоциации

В истории психологии имя Мэри Уитон Калкинс занимает особое место как символ научной доблести и преодоления гендерных барьеров. Её избрание на пост президента Американской психологической ассоциации (АРА) в 1905 году стало не только личным триумфом, но и вехой для всей науки, ознаменовавшей признание выдающихся заслуг женщины-учёного в эпоху, когда академический мир был практически полностью закрыт для них.

Подробнее →
1904

Чарльз Спирмен представил двухфакторную теорию интеллекта (g- и s-факторы)

Статья Чарльза Спирмена 1904 года ввела концепцию общего интеллекта («g»-фактора) и специфического интеллекта («s»-фактора) при помощи факторного анализа, показав, что положительная корреляция между результатами различных когнитивных тестов объясняется единой латентной переменной, лежащей в основе всех интеллектуальных способностей.

Подробнее →
1904

Иван Павлов получил Нобелевскую премию за исследования в области условных рефлексов

В 1904 году высшая научная награда мира — Нобелевская премия — впервые была присуждена учёному-физиологу, и этим учёным стал русский исследователь Иван Петрович Павлов. Премия была вручена с формулировкой «за работу по физиологии пищеварения», однако значение его открытий вышло далеко за рамки изучения пищеварительных процессов и заложило фундамент для совершенно нового направления в науке о поведении человека и животных.

Подробнее →
1900

Зигмунд Фрейд опубликовал «Психопатология повседневной жизни»

В 1900 году Фрейд публикует «Психопатология обыденной жизни» (Zur Psychopathologie des Alltagslebens), где анализирует роль оговорок и забывчивости. Если сны были «королевской дорогой к бессознательному», то эта книга прокладывала к нему тропу, доступную каждому в его повседневном опыте.

Подробнее →
1899

Зигмунд Фрейд опубликовал «Толкование сновидений» (Die Traumdeutung)

Четвёртого ноября 1899 года, хотя на титульном листе в качестве даты публикации значился уже следующий, 1900 год, венское издательство «Deuticke» выпустило в свет книгу, которой было суждено стать одной из самых влиятельных и революционных работ в истории человеческой мысли. Это была «Die Traumdeutung» («Толкование сновидений») доктора Зигмунда Фрейда. Данное событие ознаменовало не просто появление очередного научного труда, а рождение принципиально новой теории структуры человеческой психики — психоанализа.

Подробнее →
1995

Саймон Барон-Коэн ввёл термин «ментальная слепота» для детей с аутизмом

В 1995 году британский психолог и профессор Кембриджского университета Саймон Барон-Коэн опубликовал ключевую работу "Mindblindness: An essay on autism and theory of mindfreak", которая существенно повлияла на современное понимание расстройств аутистического спектра (РАС). Введённый им термин «ментальная слепота» (англ. mindblindness) стал краеугольным камнем в психологии развития и когнитивных нейроисследованиях аутизма.

Подробнее →
1996

Опубликована статья Джакомо Риззолатти и соавторов «Премоторная кора и узнавание моторных действий» о зеркальных нейронах

В научном журнале «Cognitive Brain Research» была опубликована статья, которая кардинально изменила понимание нейробиологами механизмов социального познания и моторного контроля. Группа итальянских исследователей под руководством Джакомо Риззолатти из Университета Пармы впервые описала феномен активности особых нервных клеток в премоторной коре головного мозга макак. Эти клетки, впоследствии названные зеркальными нейронами, демонстрировали уникальное свойство: они активировались не только тогда, когда обезьяна совершала целенаправленное действие, например, брала арахис или разрывала бумагу, но и в тот момент, когда она просто наблюдала, как то же самое действие выполняет другой индивид — экспериментатор или другая обезьяна.

Подробнее →
1999

Публикация «Философии психологии» Джорджа Боттерилла и Питера Каррузерса

В 1999 году британский философ Джордж Боттерилл (George Botterill) совместно с Питером Каррузерсом (Peter Carruthers) опубликовали работу «Философия психологии» (The Philosophy of Psychology), которая стала важным рубежом на стыке двух дисциплин. Эта книга не просто излагала теории, а сфокусировалась на фундаментальном противоречии: столкновении между нашей интуитивной, «народной» психологией (folk psychology) и открытиями современной когнитивной науки. Авторы показали, как эмпирические данные заставляют нас пересмотреть самые глубокие интуиции о собственном разуме.

Подробнее →
ок. -900-700

Гомер впервые упоминает слово psyche в поэме "Илиада"

В IX—VIII вв. до н. э Гомер в своей эпической поэме «Илиада» впервые использует слово ψυχή (psyche), которое впоследствии станет ключевым для западной философии и психологии. Однако в гомеровском контексте это понятие существенно отличается от более поздних трактовок.

Подробнее →
ок. -600

Пифагор определял душу как "смешение и сочетание противоположностей, основанное на числовых соотношениях"

Пифагор Самосский (ок. 570–495 до н. э.) — одна из ключевых фигур античной философии и математики. Его учение о душе как гармонии числовых соотношений остается предметом дискуссий среди историков философии и науки. В основе пифагорейского понимания души лежит представление о гармонии — сочетании противоположных начал, упорядоченных числовыми закономерностями. Согласно Пифагору, душа не принадлежит полностью материальному миру, а существует по своим законам, стремясь к совершенству.

Подробнее →
ок. -460–370

Демокрит рассматривает душу как совокупность огненных атомов

Демокрит утверждал, что весь мир состоит из атомов (неделимых частиц) и пустоты. Эта концепция распространялась и на душу, которую он рассматривал как совокупность особых, огненных атомов, наиболее подвижных и тонких. По его мнению, именно эти атомы обеспечивают мышление, ощущения и эмоции. Когда тело умирает, атомы души рассеиваются, что исключает представление о бессмертной душе — радикальный взгляд для античной эпохи.

Подробнее →
ок. -540–480

Гераклит Эфесский описал огненную природу души и принцип Логоса

Гераклит Эфесский (ок. 540–480 до н. э.), известный как «Тёмный» за свою загадочную манеру изложения, совершил революционный переворот в античной психологии, впервые связав природу души (психеи) с огнём как первоначалом и введя идею Логоса – универсального закона, управляющего всеми изменениями. Его учение, сохранившееся в более чем 100 фрагментах, представляет собой важнейший этап в развитии представлений о психике как динамическом процессе.

Подробнее →
ок. -470–399

Сократ создаёт метод диалога (майевтика) и утверждает принцип «Я знаю, что ничего не знаю»

Сократ (ок. 470–399 до н. э.) — одна из ключевых фигур в истории философии и протопсихологии. Центральным в учении Сократа был метод диалога (майевтика), который он использовал для исследования истины. В отличие от софистов, обучавших риторике, Сократ стремился к познанию внутреннего мира человека.

Подробнее →
ок. -360

Платон рассуждает в диалогах «Федон», «Государство» и «Федр» о душе

Платон (428/427–348/347 до н. э.) — один из ключевых философов античности, чьи идеи заложили основы не только философии, но и ранних психологических концепций. В диалогах «Федон», «Государство» и «Федр» Платон развивает представление о душе как о бессмертной субстанции, существующей независимо от тела. В отличие от материалистических взглядов Демокрита, Платон утверждал, что душа имеет идеальную природу и связана с миром вечных идей.

Подробнее →
ок. -334

Аристотель публикует трактат «О душе»

Около 334 года до н. э. Аристотель создал один из фундаментальных трудов по психологии и философии — трактат «О душе» (Περὶ Ψυχῆς, De Anima). В этом сочинении он впервые систематически изложил идею о неразрывной связи души и живого тела, отвергая представления о душе как о самостоятельной субстанции, способной существовать отдельно от материи.

Подробнее →
ок. -300

Составление «Хуанди Нэйцзин»: древнекитайского медицинского канона о гармонии тела и духа

Около 300 года до н. э. в Китае началось составление одного из самых значимых медицинских трактатов древности — «Хуанди Нэйцзин» («Канон Жёлтого Императора о внутреннем»). Этот труд, приписываемый легендарному императору Хуан-ди, стал фундаментом традиционной китайской медицины (ТКМ) и сохраняет влияние до наших дней.

Подробнее →
ок. -624 – 546

Фалес Милетский утверждал, что «всё происходит из воды»

Фалес Милетский (ок. 624–546 до н. э.) — первый известный философ, которого называют родоначальником не только античной философии, но и предтечей научного подхода к изучению психики. Фалес утверждал, что «всё происходит из воды», имея в виду не просто жидкость, а первоматерию, из которой состоит мир. Это была первая попытка найти единую основу мироздания, что позже повлияло на представления о душе. Аристотель в «Метафизике» (I, 3, 983b) указывал, что Фалес считал душу («психею») движущим началом, сравнивая её с магнитом, который «имеет душу, так как движет железо».

Подробнее →
ок. -585–525

Анаксимен Милетский предложил воздух как первоначало и связывал душу с движением и изменением материи

Анаксимен Милетский (ок. 585–525 до н. э.), младший современник Анаксимандра и последний из великих милетских философов, завершил формирование натурфилософской традиции Милетской школы, предложив воздух (пневму) в качестве первоосновы всего сущего. Его учение, сохранившееся во фрагментарных свидетельствах, представляет собой важный этап в развитии античных представлений о душе и психических процессах.

Подробнее →
ок. -400

Гиппократ предложил гуморальную теорию меланхолии

В около 400 году до н. э. древнегреческий врач Гиппократ, работавший на острове Кос, предложил одну из первых в истории медицины биологических концепций депрессии, которую тогда называли меланхолией. Согласно его учению, причиной этого состояния был избыток чёрной желчи (μελας χολη — melas chole), одной из четырёх основных жидкостей организма, или гуморов.

Подробнее →
ок. -610–546

Анаксимандр выдвигает концепцию «апейрона» (беспредельного)

Анаксимандр Милетский (ок. 610–546 до н. э.), ученик Фалеса, сделал следующий шаг в развитии античной мысли, предложив идею «апейрона» (беспредельного) как первоначала всего сущего. В отличие от Фалеса, который связывал основу мира с конкретной стихией (водой), Анаксимандр ввёл абстрактную категорию, что стало важным переходом к более сложным теориям души и сознания.

Подробнее →
ок. -500

Будда Шакьямуни заложил идеи буддизма, описал неведенье как причину страданий и способ преодоления - Благородный восьмеричный путь

Сиддхартха Гаутама основал психотерапевтические практики буддизма, основанные на принципе, согласно которому причиной душевных страданий является неведение, симптомами неведения являются привязанность и жажда, а избавиться от привязанности и жажды можно, следуя Благородному восьмеричному пути.

Подробнее →
1025

Авиценна описал галлюцинации, бессонницу, маниакальное состояние, кошмары, меланхолию, слабоумие, эпилепсию, паралич, инсульт и т.д.

В «Каноне врачебной науки» Авиценна описал ряд заболеваний, в том числе галлюцинации, бессонницу, маниакальное состояние, кошмары, меланхолию, слабоумие, эпилепсию, паралич, инсульт, головокружение и тремор.

Подробнее →
1883

Публикация «Компендиум психиатрии» Крепелина

Эмиль Крепелин публикует «Компендиум психиатрии».

Подробнее →
1861

Открытие зоны Брока

Поль Брока открыл область в левом полушарии головного мозга, которая важна для воспроизведения речи и теперь известна как зона Брока, положив начало нейропсихологии.

Подробнее →
1689

Tabula Rasa - публикация «Опыта о человеческом разумении» Локка

Джон Локк опубликовал «Опыт о человеческом разумении», в котором утверждается, что человеческий разум при рождении подобен «чистой доске»

Подробнее →
ок. 1800

Краниоскопия и возникновение френологии

Франц Йозеф Галль разработал краниоскопию — метод измерения черепа для определения психологических особенностей, который позже был переименован в френологию; в настоящее время этот метод дискредитирован

Подробнее →
1946

Первое издание «Скажи жизни „да“. Психолог в концентрационном лагере» Франкла

Впервые опубликована книга Виктора Франкла Ein Psychologe erlebt das Konzentrationslager («Психолог в концентрационном лагере»), в котором представил экзистенциальный анализ своего опыта, полученного во время Холокоста, и обзор своей системы экзистенциального анализа под названием логотерапия.

Подробнее →
423–529

Основание больниц в Кафизме для больных, престарелых и душевнобольных

Феодосий Великий (Киновиарх) основал монастырь в Кафизме, недалеко от Вифлеема. Рядом с монастырём были построены три больницы: одна для больных, одна для престарелых и одна для душевнобольных.

Подробнее →
1952

Первое Руководство по диагностике и статистике психических расстройств (DSM)

Американской психиатрической ассоциацией (APA) было опубликовано Руководство по диагностике и статистике психических расстройств (DSM), положившее начало современной классификации психических заболеваний; оно пересматривалось в 1968, 1980-7, 1994, 2000 и 2013 годах.

Подробнее →
1951

Публикация Роджерсом труда «Клиент-центрированная терапия»

Карл Роджерс публикует свой главный труд «Клиент-центрированная терапия».

Подробнее →
1950

Теория об этапах психосоциального развития Эриксона

Эрик Эриксон опубликовал «Детство и общество», в которой представил свою теорию об этапах психосоциального развития и концепцию кризиса идентичности.

Подробнее →
1710

Опубликован «Трактат о принципах человеческого знания»

Джордж Беркли публикует «Трактат о принципах человеческого знания», в котором утверждается, что внешний мир состоит исключительно из идей

Подробнее →
1886

Опубликован первый американский учебник по психологии

Джон Дьюи опубликовал первый американский учебник по психологии под названием «Психология».

Подробнее →
ок. 805

Первая больница в Багдаде

В Багдаде был построен первый бимаристан. К XIII веку бимаристан превратился в больницу со специализированными отделениями, в том числе для душевнобольных.

Подробнее →
-1550

Первое упоминание депрессии и расстройств мышления

в папирусе Эберса упоминаются депрессия и расстройства мышления.

Подробнее →

Международная научно-практическая конференция по экологической психологии: Экологичность взаимодействий человека с окружающей средой

Продолжая традицию Российских конференций по экологической психологии (данная конференция будет юбилейной – 10-й), лаборатория экопсихологии развития и психодидактики ФНЦ ПМИ (ранее – Психологический институт РАО) приглашает участников конференции к обсуждению теоретических подходов, эмпирических исследований и практических решений по психологическим проблемам взаимодействий человека с природной, образовательной, пространственной, цифровой и другими видами окружающей среды. Организатор обращают внимание, что основные темы конференции являются предварительными и могут быть изменены по их усмотрению.

Подача доклада до: 05.09.2025

Секции:

  • Экопсихология развития в контексте устойчивого развития: теория, эмпирика, практика
  • Когнитивное, коммуникативное и личностное развитие человека в системе взаимодействий «человек – среда (внешняя, внутренняя)»
  • Экологичность поведения человека в субъект-средовых взаимодействиях с природной, пространственной, образовательной, цифровой и другими видами среды и ее субъектами
  • Психологические аспекты обучения и воспитания в контексте Образования в интересах устойчивого развития
  • Реабилитационные ресурсы средовых факторов, условий и технологий
  • Актуальные проблемы климатической психологии
  • Цифровая среда: перспективы и риски
  • Экологичность поведения человека в субъект-средовых взаимодействиях с природной, пространственной, образовательной, цифровой и другими видами среды и ее субъектами — 30 лет лаборатории экопсихологии развития
  • Круглый стол: российско-китайские исследования взаимодействий человека с природной и социальной средой
  • Круглый стол: природа как личностный ресурс

Регистрация: Нужно подать заявку

Формат: Смешанный формат (очно/онлайн)

Информация о наличии сертификата: Зарегистрированные участники получат сертификат

Организатор: Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований (ФНЦ ПМИ)

Партнеры:

  • МГУ имени М.В. Ломоносова
  • Российское психологическое общество

Стоимость участия: Участие в конференции бесплатное. Организационный взнос не предусмотрен. Оплата проезда, проживания осуществляется участниками конференции самостоятельно.

Контакты:

Организационный комитет

  • Адрес: 125009, Россия, Москва, Моховая улица, 9к4, ФНЦ ПМИ
  • E-mail: konf.ecopsy@mail.ru
  • Telegram канал конференции:   https://t.me/ecopsyconf ;  @ecopsyconf

Место:
г. Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4.;
Дата:
07.10.2025 — 08.10.2025
Конференции
272
24.06.2025
izwjagin
0

VI Международная научно-практическая конференция «Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании»

13-14 ноября 2025 года Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ) проводит VI Международную научно-практическую конференцию «Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании» (DHTE 2025). Цель конференции – обсуждение ключевых вопросов современной цифровой эпохи.

На Конференции будут рассмотрены:
Перспективные направления междисциплинарного анализа – Как эффективно использовать цифровые инструменты и модели в гуманитарном образовании?
Психолого-педагогические аспекты онлайн-обучения – Какие вызовы и возможности таит в себе дистанционное образование?
Инклюзивное образование в цифровой среде – Как создать благоприятную информационно-образовательную среду для обучающихся с особыми образовательными потребностями?
Интернет как поле общения – Особенности и риски онлайн-взаимодействия для разных возрастных групп и методы профилактики негативных явлений.

Регистрация для слушателей открыта до 11 ноября 2025 года .

Место:
онлайн
Дата:
13 - 14 ноября 2025
Конференции
282
06.06.2025
izwjagin
0

Всероссийский форум молодых учёных «Полюс»

С 30 сентября по 3 октября в Архангельске состоится Всероссийский форум молодых учёных «Полюс». Форум организован платформой Росмолодёжь.Форумы в рамках национального проекта «Молодёжь и дети». Он объединит 400 талантливых исследователей со всей страны.

Центральной темой Форума станет использование искусственного интеллекта в научных исследованиях. Именно ИИ сегодня является ключевым драйвером научных открытий, предоставляя беспрецедентные возможности для анализа данных, моделирования сложных процессов и ускорения исследовательского цикла. Участники «Полюса» получат уникальную возможность обсудить передовые практики применения ИИ в различных областях науки, обменяться опытом и заложить основы для будущих прорывных проектов.

Форум также станет площадкой для обсуждения других актуальных направлений, таких как будущее междисциплинарных исследований, принципы устойчивого развития и новые форматы научной коммуникации. Формат стратегического прогнозирования, образовательные площадки и встречи с экспертами из технологических компаний и органов власти создадут благоприятную среду для обмена знаниями и формирования перспективных коллаборации. «Полюс» предложит три тематические смены, каждая из которых ориентирована на определённую целевую аудиторию:


  • «Популяризаторы» — для тех, кто стремится донести научные достижения до широкой аудитории. Участники смены создадут научно-популярные фильмы и контент, продвигая российскую науку.
  • «Исследователи» — станет платформой для решения практических задач наукоёмких отраслей, способствуя формированию научных групп и генерации новых идей.
  • «Первые» — для молодых активистов Движения Первых, которые смогут познакомиться с основами научных исследований и развить свои навыки.


Программа Форума включает образовательную и внеучебную части, посвящённые приоритетным направлениям научно-технологического развития России и значимым историческим датам. Гостей ждут интерактивные форматы, встречи с ветеранами и участниками специальной военной операции, а также культурные мероприятия.

Для участия в Форуме нужно зарегистрироваться до 31 июля.

Место:
Россия, Архангельск
Дата:
30 сентября по 3 октября 2025
Конференции
263
06.06.2025
izwjagin
0

19-й Санкт‑Петербургский Саммит психологов

1–4 июня 2025 года запланирован 19-й Санкт‑Петербургский Саммит психологов.

Место проведения 1 июня: Конференц‑комплекс отеля «Санкт‑Петербург», Пироговская наб., 5/2 (м. «Площадь Ленина»).
Место проведения 2–4 июня: Институт практической психологии «Иматон», 10‑я линия Васильевского острова, д. 59 (м. «Василеостровская», «Спортивная‑2»).

Тематика: все сферы практической психологии: образование, здравоохранение, социальная сфера, бизнес.

Формат: основная программа в аудиторном формате, личное присутствие участников, а также ряд онлайн-мероприятий и открытые трансляции.

Аудиторный оргвзнос:
до 31 марта – 15200 руб
c 1 по 30 апреля – 16800 руб
c 1 по 31 мая – 20000 руб
c 1 по 1 июня – 22000 руб
Онлайн оргвзнос:
7800 руб

Организатор: ООО «Психологическая газета».
Контакты: e-mail: psy@psy.su, телефоны: +7 (904) 636-50-42, +7 (981) 854-70-25. 14

Место:
Россия, Санкт‑Петербург
Дата:
1–4 июня 2025 года
Конференции
479
01.04.2025
izwjagin
0

Эндрю Соломон

“Печаль, это депрессия, соразмерная обстоятельствам, депрессия – это печаль, несоразмерная им”
Эндрю Соломон · Демон полуденный: Анатомия депрессии
Афоризмы
71
17.03.2025
izwjagin
0

Энтопические явления

Определение
видение структур глаза, в частности слепого пятна (точнее, оптического диска) или дерева Пуркинье (см. Пуркинье дерево).
Энциклопедия
399
10.08.2014
izwjagin
0

Энтасис

Определение
небольшое утолщение в середине ствола колонны (дорического ордера), создаваемое с целью усилить впечатление напряженности, устойчивости и устранить оптическую иллюзию вогнутости колонны. На Парфеноне Э. составлял 1,75 см.
Энциклопедия
266
10.08.2014
izwjagin
0

Экстероцептивное поле

Определение

Экстероцептивное поле — это всё, что человек воспринимает из внешнего мира через свои органы чувств в данный момент. Оно включает в себя всё, что мы видим, слышим, ощущаем на вкус и запах, чувствуем кожей. Это понятие нужно, чтобы понять, как наше сознание организует непрерывный поток внешней информации и выделяет из него важные сигналы.

Энциклопедия
257
10.08.2014
izwjagin
0