0%

1900

Зигмунд Фрейд опубликовал «Психопатология повседневной жизни»

В 1900 году Фрейд публикует «Психопатология обыденной жизни» (Zur Psychopathologie des Alltagslebens), где анализирует роль оговорок и забывчивости. Если сны были «королевской дорогой к бессознательному», то эта книга прокладывала к нему тропу, доступную каждому в его повседневном опыте.

До Фрейда многочисленные мелкие ошибки, случающиеся с любым человеком — обмолвки, описки, очитки, забывание имен, потеря или поломка предметов — рассматривались как незначительные случайности, не заслуживающие научного внимания. Их объясняли усталостью, рассеянностью, случайным стечением обстоятельств. Фрейд же совершил революционный переворот, заявив, что в основе этих «безобидных» явлений лежат строгие психические механизмы, а их причина кроется в динамическом взаимодействии сознания и бессознательного.

Центральным понятием книги является «парапраксис» (Fehlleistung), или ошибочное действие. Фрейд тщательно собрал и проанализировал сотни примеров из своей клинической практики, наблюдений за коллегами и собственной жизни. Он демонстрировал, что кажущаяся случайность забывания конкретного имени, например, не случайна. Это имя может быть связано с неприятным воспоминанием или темой, которую человек предпочитает не осознавать. Психика, стремясь вытеснить неприятное, «натыкается» на это имя и блокирует его, предлагая взамен другое, менее значимое. Таким образом, забывание становится не провалом памяти, а успешным, хоть и неосознаваемым, действием по защите от тревоги.

Классический пример, который приводит Фрейд, — это его собственная неспособность вспомнить имя художника, написавшего фреску «Страшный суд» в Орвьето. Имя Синьорелли упорно вытеснялось другими — Боттичелли и Больтраффио. В процессе самоанализа Фрейд обнаружил, что непосредственно перед разговором об искусстве он вытеснил тему смерти и сексуальности, затронутую в беседе с незнакомцем. Тема эта была для него болезненной, так как связана с известием о самоубийстве одного из его пациентов. Фрейд пришел к выводу, что имя «Синьорелли» оказалось ассоциативно связано с подавленными мыслями (игра слов: «Signor» — господин, отсылка к теме смерти, и созвучие с «Босния», где он получил известие), и поэтому было заблокировано.

Аналогичным образом Фрейд анализирует оговорки по Фрейду. Знаменитая фраза председателя парламента, открывающего заседание словами: «Разрешите считать наше заседание закрытым!» — не просто досадная оплошность. С точки зрения психоанализа, это прямое выражение его истинного, но тщательно скрываемого желания поскорее закончить это бесполезное, по его мнению, мероприятие. Бессознательное желание прорывается сквозь цензуру сознания, маскируясь под безобидную ошибку.

Важным аспектом работы является то, что Фрейд не ограничивался лишь клиническими случаями невротиков. Он настаивал на том, что эти механизмы универсальны и свойственны всем психически здоровым людям. Тем самым он стирал резкую грань между нормой и патологией, показывая, что бессознательные конфликты и механизмы вытеснения являются неотъемлемой частью человеческой психики как таковой.

Публикация «Психопатологии обыденной жизни» имела колоссальное значение. Она представила ключевые постулаты психоанализа — существование бессознательного, теорию вытеснения, силу влечений — не в форме абстрактной теории, а через знакомые и понятные каждому феномены. Книга сделала психоанализ осязаемым и приложимым к повседневной жизни, что способствовало его популяризации и распространению далеко за пределы кабинета врача. Она заложила фундамент для понимания того, что в человеческой психике нет мелочей и случайностей, и что даже самая незначительная ошибка может быть полна глубокого скрытого смысла.

Рейтинг:


Комментарии (0)