08:05 Учёные сравнили галлюцинации и околосмертельные переживанияКлючевые моменты:
| |
![]() Содержание Группа исследователей из Университета Гринвича и Имперского колледжа Лондона провела масштабное исследование, чтобы выяснить, насколько опыт от приёма мощного психоделика DMT (N,N-Диметилтриптамин) похож на подлинные околосмертные переживания (NDE). Результаты, опубликованные в журнале Frontiers in Psychology, рисуют сложную и nuanced картину: хотя на структурном уровне сходство есть, качественное содержание этих двух типов опыта кардинально различается. Может ли химическое вещество имитировать смерть?Идея о том, что мозг в момент near-death может выделять эндогенные психоделические вещества, в частности DMT, существует давно. Она была популяризирована, в частности, доктором Риком Страссманом в его книге «DMT — Молекула духа». Согласно этой гипотезе, именно выброс этого соединения мог бы объяснить яркие, трансцендентные переживания, которые люди испытывают на пороге смерти. Если это так, то искусственное введение DMT должно было бы надежно воспроизводить феноменологию NDE. Данное исследование — одна из самых глубоких попыток проверить эту гипотезу, выходя за рамки простых опросников и погружаясь в детальное качественное сравнение. Глубинные интервью и нарративные описания околосмертного опытаИсследование, проведённое Паскалем Майклом, Дэвидом Люком и Оливером Робинсоном, опиралось на два массива данных. Первый — это 36 полуструктурированных интервью с людьми, которые приняли ингаляционную дозу DMT (от 40 до 75 мг) в рамках натуралистического полевого исследования. Все участники находились в безопасной обстановке, а их опыт, характеризующийся как «прорывной», подробно записывался сразу после сессии. Второй массив данных состоял из 34 письменных рассказов людей, переживших подлинные околосмертные переживания. Эти нарративы были собраны Coma Science Group (Университет Льежа, Бельгия) и переведены на английский язык. Все эти случаи были вызваны комой из-за аноксических состояний (остановка сердца, удушье и т.д.). Учёные провели детальный тематический анализ и контент-анализ обоих наборов данных, сравнивая не только наличие тех или иных тем, но и их качественное наполнение, частоту и последовательность. Сходство в структуре, различие в содержанииРезультаты показали, что 94% участников, принявших DMT, сообщили как минимум об одном из десяти «канонических» элементов NDE. К ним относятся: ощущение перемещения в другое место (транслокация), яркий свет, чувство умирания, пребывание в пустоте (Войд), выход из тела, туннелевидные структуры, светоносные сущности, встречи с умершими родственниками, обзор жизни и состояния гипер-эмпатии. Однако при ближайшем рассмотрении выяснилось, что качественное содержание этих, казалось бы, схожих переживаний радикально отличается. Опыт DMT оказался гораздо более стереотипным, фантастическим и «инопланетным». Участники описывали кельтидоскопическую геометрию, самотрансформирующихся существ, внеземные пейзажи и архетипические, почти мифологические сцены. Например, «сущности света» под DMT часто описывались как многорукие, щупальцевидные или мандалообразные conglomerations сознания, в то время как в подлинных NDE они почти всегда антропоморфны (например, «гигантский белый бородатый мужчина») и выполняют функцию проводника или судьи. Ключевые элементы, характерные именно для NDE, либо полностью отсутствовали в отчётах о DMT, либо встречались крайне редко. Так, встречи с умершими родственниками или друзьями, которые являются краеугольным камнем многих NDE (27% случаев), были зафиксированы лишь у 6% потребителей DMT. Классический «обзор жизни» с переживанием и оценкой ключевых событий был лишь у одного участника исследования DMT (6%) против 24% в группе NDE. Полностью отсутствовали в отчётах DMT такие темы, как «точка невозврата» и драматичное «возвращение» к жизни с нежеланием расставаться с пережитым раем, которое часто сопровождается сообщением «ещё не твоё время». Ещё одно фундаментальное различие заключается в диссолюции эго. Это состояние, характерное для высоких доз психоделиков, было значительно более выраженным и частым в опыте DMT (32%), в то время как в подлинных NDE оно встречалось крайне редко. Напротив, внетелесный опыт (OBE) при NDE почти всегда включал аутоскопию (наблюдение за своим собственным телом, часто с высоты) и иногда — веридическое восприятие (подтверждённые впоследствии детали происходящего вокруг). Дисэмбодимент под DMT был другим — это было скорее полное исчезновение любого ощущения тела, без наблюдения за ним со стороны. Выводы: DMT как «NDE-миметик»Основной вывод исследования заключается в том, что, хотя DMT и может воспроизводить общую феноменологическую структуру околосмертного переживания, он не способен точно имитировать его уникальное, глубоко личное и зачастую культурно-обусловленное содержание. Исследователи предлагают рассматривать DMT не как «NDE-ген» (вещество, полностью воссоздающее опыт), а как «NDE-миметик» — вещество, которое создаёт опыт, лишь поверхностно напоминающий околосмертный. Это слабое соответствие, вероятно, связано не только с разным контекстом (запланированный приём вещества в безопасности дома против внезапной борьбы за жизнь), но и с чрезвычайно сложным каскадом нейрофизиологических процессов, происходящих в умирающем мозге. Роль эндогенного DMT, если он и высвобождается, в этом каскаде, по мнению авторов, скорее всего, невелика. Тем не менее, исследование открывает интересные возможности для клинического применения. Понимание того, какие вещества могут хотя бы отчасти смоделировать положительные аспекты NDE — такие как снижение страха смерти и усиление чувства связи с миром, — может быть полезно в паллиативной помощи и терапии экзистенциальной тревоги. Однако для этих целей, как отмечают авторы, более перспективными могут оказаться другие вещества, например, псилоцибин или 5-MeO-DMT, чей опыт может быть в большей степени сосредоточен на мистическом, безличном переживании, а не на сложных нарративах, характерных для N,N-DMT. | |
Michael P, Luke D, Robinson O. An encounter with death: a comparative thematic and content analysis of naturalistic DMT experiences and the near-death experience. Front Psychol. 2025;16:1532937. Published 2025 Mar 5. doi:10.3389/fpsyg.2025.1532937
Чтобы скачивать файлы зарегистрируйтесь, или войдите под своим логином Перейти к обсуждению Прокомментировать | |
|
Всего комментариев: 0 | |
Здравствуйте Гость, как Вы видите еще никто не оставил свой комментарий, будьте первым, поделитесь мнением о материале выше.