13:04 Нейростимуляция улучшает математические способности через изменение связей в мозгеКлючевые моменты:
| |
![]() Исследователи из Оксфордского университета и других научных центров обнаружили, что транскраниальная случайная шумовая стимуляция (tRNS) может значительно улучшить способности к математическому обучению, особенно у людей с изначально слабыми нейронными связями. Результаты исследования, опубликованного в журнале PLOS Biology, раскрывают механизмы, лежащие в основе этого эффекта, и предлагают новые пути для коррекции трудностей в обучении. В эксперименте приняли участие 72 здоровых добровольца, которые в течение пяти дней выполняли задания на математическое обучение. Одним участникам проводили стимуляцию дорсолатеральной префронтальной коры (dlPFC), другим — задней теменной коры (PPC), а третьи получали плацебо. Оказалось, что стимуляция dlPFC особенно эффективна для тех, у кого изначально слабая функциональная связь между лобными и теменными областями мозга. Именно эти участники продемонстрировали наибольший прогресс в решении задач, требующих алгоритмического мышления. Ключевым фактором успеха стало изменение баланса между возбуждением и торможением в мозге. Учёные выяснили, что снижение уровня GABA (гамма-аминомасляной кислоты, основного тормозного нейромедиатора) в dlPFC в сочетании с уменьшением положительной связи между лобной и теменной корой приводило к улучшению результатов. Однако если связь, наоборот, усиливалась, эффект стимуляции снижался. Авторы исследования, Джордж Захаропулос, Рой Коэн Кадош и их коллеги, подчёркивают, что их работа не только раскрывает нейробиологические основы математического обучения, но и предлагает персонализированный подход к нейростимуляции. Это особенно важно для людей, испытывающих трудности в обучении из-за особенностей работы мозга. Исследование также проливает свет на "эффект Матфея" в образовании, когда изначальные преимущества приводят к ещё большему отрыву в успеваемости. Нейростимуляция может помочь сгладить эти различия, предоставляя дополнительную поддержку тем, кто в ней больше нуждается. В будущем учёные планируют изучить, как долго сохраняется эффект стимуляции, и можно ли применять этот метод в реальных образовательных условиях. Пока же работа подтверждает, что модуляция активности мозга — многообещающий инструмент для улучшения когнитивных функций.
Zacharopoulos G, Dehghani M, Krause-Sorio B, Near J, Cohen Kadosh R (2025) Functional connectivity and GABAergic signaling modulate the enhancement effect of neurostimulation on mathematical learning. PLOS Biology 23(7): e3003200
Чтобы скачивать файлы зарегистрируйтесь, или войдите под своим логином Перейти к обсуждению | |
|
Всего комментариев: 0 | |