Top.Mail.Ru
0%

13:04
Нейростимуляция улучшает математические способности через изменение связей в мозге
Ключевые моменты:
  • Стимуляция мозга помогает в освоении математики — особенно тем, чей мозг по-другому обрабатывает числовую информацию
  • Эффект связан с изменением активности нейромедиаторов (например, GABA) и улучшением взаимодействия зон, отвечающих за вычисления и логику.
  • Метод может поддержать людей, которым сложно даётся математика — за счёт индивидуального подхода к стимуляции.

Исследователи из Оксфордского университета и других научных центров обнаружили, что транскраниальная случайная шумовая стимуляция (tRNS) может значительно улучшить способности к математическому обучению, особенно у людей с изначально слабыми нейронными связями. Результаты исследования, опубликованного в журнале PLOS Biology, раскрывают механизмы, лежащие в основе этого эффекта, и предлагают новые пути для коррекции трудностей в обучении.

В эксперименте приняли участие 72 здоровых добровольца, которые в течение пяти дней выполняли задания на математическое обучение. Одним участникам проводили стимуляцию дорсолатеральной префронтальной коры (dlPFC), другим — задней теменной коры (PPC), а третьи получали плацебо. Оказалось, что стимуляция dlPFC особенно эффективна для тех, у кого изначально слабая функциональная связь между лобными и теменными областями мозга. Именно эти участники продемонстрировали наибольший прогресс в решении задач, требующих алгоритмического мышления.

Ключевым фактором успеха стало изменение баланса между возбуждением и торможением в мозге. Учёные выяснили, что снижение уровня GABA (гамма-аминомасляной кислоты, основного тормозного нейромедиатора) в dlPFC в сочетании с уменьшением положительной связи между лобной и теменной корой приводило к улучшению результатов. Однако если связь, наоборот, усиливалась, эффект стимуляции снижался.

Авторы исследования, Джордж Захаропулос, Рой Коэн Кадош и их коллеги, подчёркивают, что их работа не только раскрывает нейробиологические основы математического обучения, но и предлагает персонализированный подход к нейростимуляции. Это особенно важно для людей, испытывающих трудности в обучении из-за особенностей работы мозга.

Исследование также проливает свет на "эффект Матфея" в образовании, когда изначальные преимущества приводят к ещё большему отрыву в успеваемости. Нейростимуляция может помочь сгладить эти различия, предоставляя дополнительную поддержку тем, кто в ней больше нуждается.

В будущем учёные планируют изучить, как долго сохраняется эффект стимуляции, и можно ли применять этот метод в реальных образовательных условиях. Пока же работа подтверждает, что модуляция активности мозга — многообещающий инструмент для улучшения когнитивных функций.


Zacharopoulos G, Dehghani M, Krause-Sorio B, Near J, Cohen Kadosh R (2025) Functional connectivity and GABAergic signaling modulate the enhancement effect of neurostimulation on mathematical learning. PLOS Biology 23(7): e3003200

Чтобы скачивать файлы зарегистрируйтесь, или войдите под своим логином

Перейти к обсуждению
Категория: Актуальное | Просмотров: 23 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0