Top.Mail.Ru
0%

15:55
Психолог Александр Асмолов высказался о признании «Международного бакалавриата» нежелательной в России
Ключевые моменты:
  • Решение Генпрокуратуры признать «Международный бакалавриат» нежелательной организацией ставит под угрозу работу 29 престижных школ в России.
  • Программа IB оказала глубокое влияние на развитие российского образования после распада СССР, способствуя его открытости и интеграции в мировое пространство.
  • Психолог Александр Асмолов предупреждает, что запрет несёт риски роста национализма и нарушает баланс между национальной идентичностью и общечеловеческими ценностями.

25 августа 2025 года Генеральная прокуратура Российской Федерации объявила о признании деятельности организации «нежелательной организации» «Международный бакалавриат»*. Данное решение, как утверждается в официальном релизе надзорного органа, было принято в связи с тем, что деятельность данной структуры направлена на «форматирование российской молодежи по западным шаблонам». В заявлении прокуратуры указывается на русофобскую позицию учебных материалов, их антироссийскую направленность, искажение исторических фактов, а также на популяризацию нетрадиционных ценностей. Это решение делает невозможным дальнейшее официальное функционирование программ организации в России, затрагивая около 29 школ в различных городах, включая ведущие международные учебные центры Москвы и Санкт-Петербурга.

Исторический контекст и значение IB для России

Программа «Международный бакалавриат»* пришла в Россию на рубеже 1990-х годов в рамках крупнейших образовательных реформ. Как рассказывает психолог, академик Российской академии образования Александр Асмолов, инициатива изучения лучших мировых систем школьного образования исходила от председателя Государственного комитета СССР по народному образованию Геннадия Ягодина. Уже в то время программа рассматривалась как «знак качества», открывающий выпускникам дорогу в ведущие университеты мира. Внедрение системы курировалось на самом высоком уровне, в том числе одним из идеологов перестройки Александром Яковлевым, а в обсуждениях участвовал Михаил Горбачев.

После распада СССР эстафету поддержки «Международного бакалавриата»* подхватил первый министр образования России Эдуард Днепров. Вместе с Борисом Ельциным они обсуждали необходимость открытости России миру, в том числе в сфере образования. Первые школы, получившие аккредитацию, появились в 1992 году при поддержке Министерства образования. Система IB оказала существенное влияние на становление российской образовательной системы, включая разработку первого закона об образовании 1992 года и ФГОС. Она привнесла такие принципы, как вариативность, установка на саморазвитие, полилингвизм и полностью независимую аттестацию, когда работы учеников проверяются анонимными экспертами за рубежом.

Общечеловеческие ценности vs. национальная безопасность

Александр Асмолов в своей статье подчеркивает, что ценности «Международного бакалавриата»* носят общечеловеческий характер и полностью соответствуют духу и букве Конституции Российской Федерации, провозглашающей достоинство и свободу личности высшими ценностями. Программа была направлена на подготовку мыслящих, критически мыслящих выпускников, способных решать нестандартные задачи и составляющих опору для современной России. С годами популярность IB только росла: программы расширялись с старших классов на средние и начальные, а к ним проявляли интерес как талантливые педагоги, так и родители, желавшие дать своим детям силу образования.

Академик называет решение Генпрокуратуры нелепой ошибкой, ударом по системе образования страны. Он указывает на опасность нарушения баланса между национальным и интернациональным, что ведет к разделению мира на «своих» и «чужих». По его мнению, забвение общечеловеческих ценностей и пренебрежение ими является шагом к той грани, за которой национализм трансформируется в нацизм и фундаментализм. Асмолов отмечает, что данное решение, принятое в юбилей Великой Победы, парадоксально противоречит как духу выступления президента России, так и усилиям по налаживанию международного диалога.

Социальные риски и судьбы людей

Признание «Международного бакалавриата»* нежелательной организацией накануне нового учебного года приводит к ломке судеб тысяч людей: учащихся, их родителей и учителей. Это решение чревато не только потерей уникальной образовательной возможности, но и актуализацией социальных предрассудков, что несовместимо с историческим путем России, всегда выступавшей за открытость и взаимопонимание между народами. Асмолов выражает уверенность, что Россия сумеет найти силы исправить это противоречащее ее исторической и современной политике решение.

Деятельность организации признана нежелательной на территории Российской Федерации.


Перейти к обсуждению Прокомментировать
Категория: Психология и общество | Просмотров: 135 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0