Патология (от греч. παθος - страдание, боль, болезнь и λογος - изучение) - болезненное отклонение от нормального состояния или процесса развития.
Происхождение этого термина связано с концепцией аргументации (способов убеждения) из древнегреческой риторики Аристотеля. Согласно его классификации аргументация бывает трех типов: пафос, логос и этос. Критерием этого деления выступают разные начала человека: чувственное, умственное и нравственное, — которые он использует для убеждения слушателей.
В древней риторике использовались понятия: этос – нравственное начало; логос – мысль, заключенная в речи; пафос – чувство, воодушевление, вложенное в речь.
Приставка -пато образована от слова пафос (παθος). Пафос [с др. гр.: возбуждение, страсть, воодушевление, страдание] представляет собой намерение, замысел создателя речи, это убеждение посредством обращения к эмоциям зрителя (радость, гнев, страх, грусть, любопытство и других). Используя пафос, оратор должен вызвать у аудитории нужные чувства, при этом не открывая до конца собственные. Пафосу противопоставляется этос (ἦθος) [с др. гр.: характер, нрав, душевный склад], то есть те условия, правила, убеждение посредством обращения к моральным принципам (справедливость, честность, уважение к святыням, преданность родине и т.д.). Логосом (λογος) [с др. гр.: слово, мысль, смысл, понятие] являются слова, использованные в речи, убеждение посредством апелляции к рассудку, логическое доказательство.
Суть этих трех элементов можно перевести как личность, эмоции, логика.
Пирамида, включающая понятия этос, логос пафос, символична: в основе речи оратора должны лежать высокие нравственные помыслы (этос), которые передаются последовательно с помощью слов (логос), а чувства, эмоции говорящего обращены к слушателю, и вершина, острие пирамиды символизирует стремление оратора не оставить слушателя равнодушным (пафос).

Аристотель рассматривал пафос также как одно из понятий эстетики: смерть или другое трагическое событие, происходящее с героем произведения, вызывает у зрителя сострадание или страх, которые разрешаются затем в катартическом (высвобождающем) переживании, то есть страсть разрешается в страдании.
Происхождение термина патология в современном значении связано с публикацией медицинского издания «De naturaliparte medicinae» («О естественных частях медицины», 1542, Ж. Фернель), где указано, что возникновение болезни сопровождается переходом организма в мир качественно новых, своеобразных законов. Эти законы не идентичны тем, которым подчинена жизнедеятельность здорового организма. В связи с этим ту область медицины, которая изучает особенности жизнедеятельности больного («болеющего») организма, Ж. Фернель обозначил как патология (патологическая физиология).
С развитием психологии и психиатрии в клиническом направлении, термин патология приходит в психологию из медицины и употребляется для обозначения личностных аномалий и нарушений психических функций.
Так возникают понятия психической патологии и патологии психики, а так же соответствующие научные области – психиатрия и патопсихология, которые определяют болезнь или аномалию по наличию симптомов или синдромов (клиническое мышление).
Понятие нормы и патологии формировали понимание здоровья и здоровой личности. Как в медицине, так и в психологии, здоровье определялось как отсутствие болезни. Врачи, психиатры и психологи, особенно XIX - XX столетий, были сосредоточены на поиске ответа о происхождении страданий (Откуда они берутся и как их можно избежать?), изучении патогенеза заболевания. Парадигма патогенеза направляет усилия науки на лечение заболевших людей, а не на профилактику заболеваний у здоровых.

С развитием гуманистического направления в психологии, формируется парадигма саногенного мышления, салютогенеза. Гуманистическое направление в психологии начало исследовать сущность здоровья на здоровых людях, в этой же парадигме развивалось и феноменологическое направление, отрицавшее вообще понятия нормы и патологии.
Один из представителей гуманистического подхода, Абрахам Маслоу, занимался лечением тяжело травмированных людей, прошедших ад немецких концентрационных лагерей с 1933 по 1945 год, и выживших. При этом он обратил внимание на то, что многие из этих пациентов не отличались крепким телосложением, но во время террора в концлагере они черпали силу и находили опору в духовных, художественных, религиозных и социальных ценностях.
Критика последователей салютогенеза, направлена против традиционного медицинского мышления. Термин салютогенез ввел Аарон Антоновский, профессор медицинской психологии.
Антоновский исследовал приспособляемость женщин в период климактерического перехода. В одной из исследуемых им групп были еврейские женщины, пережившие нацистские концентрационные лагеря. Исследователь обратил внимание на тех из них, которые были здоровы и хорошо адаптировались в условиях перехода. За счет чего они сохранили здоровье, несмотря на все кошмары, которые им довелось пережить? Задавшись этим вопросом, Антоновский стал исследовать этих женщин более тщательно и установил следующее. Все испытуемые обладали ярко выраженным "sense of coherence" - чувством связанности, пониманием жизненных взаимосвязей. Те, кто обладают "sense of coherence" видят во всем происходящем определенный порядок, ощущают, что могут понять происходящие события, убеждены, что у них есть навыки, способности, ресурсы, чтобы контролировать, управлять происходящим и помочь себе.
Салютогенез (от лат. salus, salutis – здоровье, исцеление, от греч. γενεσις – происхождение) – исследовательское направление, которое занимается изучением источников физического, душевного и духовного здоровья человека. Главный вопрос салютогенеза – «Откуда берётся здоровье и как его можно укрепить?», то есть о происхождении здоровья.
Согласно гуманистической концепции личностная патология проявляется в личностной незрелости, отказе от собственной личности, то есть от развития, свободы, творчества, любви, независимости. К личностной патологии относятся неврозы, психопатии, психические и психосоматические заболевания, склонность к травматизму и инфекционным заболеваниям, депрессии, аддикции, защитные механизмы, эгоцентрическую направленность личности, неспособность любить, избегание продуктивной общеполезной деятельности, цинизм и утрата смысла жизни, криминальное поведение.
Личностное здоровье или личностная патология достигаются в ходе решения проблемных ситуаций. Решением проблемной ситуации становится поступок, который завершает трудный выбор и реализует его. Возвращаясь к учению Аристотеля, можно сказать, что разрешить проблемную ситуацию, значит испытать катарсис от высвобождения от власти страстей, пафоса.
|