Top.Mail.Ru

Как сохранить себя в условиях стигматизации
вчера, 19:32

Навязанная идентичность — будь то стигма «больного», клеймо «бывшего преступника», «чужака» или просто «не такого» — всегда кажется окончательным. В первый момент оно оглушает, заставляя сомневаться в себе. Потом приходит гнев: почему другие решают, кто я? Но рано или поздно наступает момент выбора — подчиниться чужому нарративу или найти в нём точку опоры.  

Существует немало примеров, когда стигма оборачивалась силой. Людей, которых общество называло «безумцами», позже признавали провидцами. Тех, кого клеймили «отщепенцами», вспоминали как нравственных ориентиров. Это не значит, что ярлыки безобидны — они больно ранят, ограничивают, лишают ресурсов. Но они же дают неожиданный дар: возможность перестать соответствовать чужим ожиданиям.  

Стигматизация как социально-психологический феномен представляет собой процесс приписывания негативной социальной идентичности, который формируется через взаимодействие нескольких взаимосвязанных компонентов. Согласно классической работе Link и Phelan (2001), стигма возникает в результате сочетания следующих элементов:

  • Маркировка различий (Labeling) — выделение и категоризация социально значимых признаков, которые воспринимаются как отклоняющиеся от нормы.
  • Стереотипизация (Stereotyping) — связывание маркированных групп с негативными культурными убеждениями и предубеждениями.
  • Социальное дистанцирование (Separation) — разделение на «своих» и «чужих», что усиливает границы между группами.
  • Статусная потеря и дискриминация (Status Loss & Discrimination) — снижение социального статуса маркированных индивидов и их системное исключение из ключевых сфер жизни.

Согласно модели стигматизации как угрозы идентичности (Major & O’Brien, 2005), реакция на стигматизацию включает три взаимосвязанных процесса:

  1. Когнитивная оценка угрозы (первичная и вторичная аппraisal) — определение, является ли ситуация релевантной для социальной идентичности и превышает ли она ресурсы совладания.
  2. Активация стереотипов — автоматическое влияние культурных стереотипов на поведение, особенно когда они применимы к человеку.
  3. Непроизвольные стрессовые реакции — эмоциональные (тревога), когнитивные (снижение рабочей памяти) и физиологические (например, повышение давления) реакции.

Экспериментальные исследования Inzlicht и коллег (2006) показали, что когда люди сталкиваются с предвзятым отношением, это вызывает у них целый комплекс реакций. Ученые провели серию экспериментов, где сначала создавали ситуацию потенциальной дискриминации (например, сообщали, что предстоящий тест выявляет "природные способности"), а затем измеряли, как это влияет на различные аспекты поведения. Оказалось, что в таких условиях люди: 1) становятся гиперчувствительными к любым признакам несправедливого отношения, 2) быстрее устают умственно (им становится сложнее концентрироваться и контролировать свои реакции), 3) начинают хуже справляться с задачами, требующими самоконтроля - будь то решение сложных когнитивных тестов или даже простое физическое усилие вроде сжимания ручного эспандера.

Нейробиологические исследования (Eisenberger et al., 2003) демонстрируют, что переживание социального отвержения активирует те же нейронные цепи (передняя поясная кора, островковая доля), что и физическая боль. Это объясняет интенсивную первоначальную реакцию — шок, гнев, растерянность. Однако наш мозг умеет 'переписывать' эмоциональные реакции: когда мы сознательно меняем восприятие ситуации (когнитивный рефрейминг), префронтальная кора (лобные доли) подавляет избыточную активность миндалины (центра страха). Именно этот механизм обнаружили Ochsner et al. (2002) в эксперименте, где люди, переосмысливавшие неприятные изображения, не только чувствовали меньше негатива, но и демонстрировали сниженную активность миндалины при одновременной активации префронтальной коры.

Когда на тебя навешивают клеймо, первое желание — откреститься: «Я не такой!».

Интересно, что стигма часто приводит к парадоксальному результату. Как отмечали Crocker & Major (1989), члены стигматизированных групп вырабатывают уникальные механизмы защиты самооценки: 1) атрибуция негативных событий к предубеждениям (например, объяснение отказа в работе дискриминацией), 2) социальное сравнение внутри группы (сравнение себя с другими членами своей группы, а не с более привилегированными аутгруппами), 3) селективное обесценивание (снижение значимости областей, в которых группа уступает, и повышение значимости своих сильных сторон).

Но есть и другой путь — принять этот ярлык как часть истории, но не как приговор. Психологи называют это интеграцией: ты не отрицаешь факт стигмы, но и не позволяешь ей определять всю свою жизнь. Как писал Виктор Франкл, даже в самых бесчеловечных условиях человек сохраняет свободу выбирать, как относиться к происходящему.

У человека можно отнять всё, кроме одного: последней свободы человека — выбирать собственное отношение к любым обстоятельствам, выбирать собственный путь.

Стигма меняет социальный контекст, но не может уничтожить внутреннюю свободу. Можно ненавидеть свой ярлык — а можно обнаружить, что он, вопреки замыслу тех, кто его навесил, стал знаком твоей неподдельности.  

Важно и другое: стигма редко ложится на одного человека. Она всегда касается и его окружения — тех, кто должен либо отвернуться, либо разделить клеймо. Именно здесь происходит неожиданное: многие отдаляются, но некоторые, напротив, становятся ближе. Появляется круг людей, которые видят тебя настоящего — не вопреки ярлыку, а поверх него.

Ирвин Ялом (1980) выделял три типа изоляции (одиночества), каждое из которых по-своему затрагивает нашу жизнь: внутриличностное одиночество, межличностное одиночество, экзистенциальное одиночество и считал, что 

«Никакие отношения не могут уничтожить изоляцию. Каждый из нас одинок в существовании. Однако одиночество можно разделить с другим человеком таким образом, что любовь компенсирует боль изоляции».

Сохранить себя в условиях стигматизации — не значит игнорировать реальность. Это значит жить вопреки, но не ради протеста. Просто оставаться собой и быть аутентичным.

Психологическая адаптация к стрессу, стигматизации и социальным угрозам включает несколько ключевых стратегий:

  1. Когнитивное реструктурирование (Beck, 1976):
    • Переоценка значения стигмы – изменение восприятия негативных ярлыков, снижение их субъективной значимости.
    • Дифференциация между личной и навязанной идентичностью – разграничение между собственной самооценкой и навязанными стереотипами.
    • Концептуализация угрозы как вызова – интерпретация трудностей как возможностей для роста  (Lazarus & Folkman, 1984).
  2. Социальное переподтверждение (Swann, 1987; Tajfel & Turner, 1979):
    • Формирование альтернативных референтных групп – присоединение к сообществам, где идентичность получает поддержку.
    • Построение поддерживающих социальных сетей – формирование социальных связей, укрепляющих самооценку.
    • Коллективное сопротивление стигматизирующему дискурсу – объединение с другими для борьбы с дискриминацией  (Wright & Lubensky, 2009)
  3. Идентификационная гибкость (Roccas & Brewer, 2002; Benet-Martínez & Haritatos, 2005):
    • Развитие многокомпонентной Я-концепции – развитие многогранного образа себя, не сводящегося к одной роли.
    • Поддержание множественных социальных идентичностей – балансирование между разными группами (профессия, семья, культура).
    • Стратегическое акцентирование различных аспектов идентичности – акцент на тех аспектах самоопределения, которые наиболее уместны в конкретной ситуации.

В конце концов, ярлыки придумывают те, кто боится сложности человеческой натуры. Они хотят, чтобы мы умещались в их категории: «хороший» или «плохой», «свой» или «чужой». Но человек всегда больше любой маркировки. И главный способ сохранить себя — помнить, что за пределами чужих определений остаётся пространство, где ты можешь просто быть. Без объяснений.

 


 

Использованные источники:

  1. Link B. G., Phelan J. C. Conceptualizing Stigma // Annual Review of Sociology. 2001. Vol. 27. No. 1. pp. 363-385.
  2. Major B, O'Brien LT. The social psychology of stigma. Annu Rev Psychol. 2005;56:393-421. doi:10.1146/annurev.psych.56.091103.070137
  3. Inzlicht M, McKay L, Aronson J. Stigma as ego depletion: how being the target of prejudice affects self-control. Psychol Sci. 2006;17(3):262-269. doi:10.1111/j.1467-9280.2006.01695.x
  4. Eisenberger, N.I., & Lieberman, M.D. (2005). Why It Hurts to Be Left Out: The Neurocognitive Overlap Between Physical and Social Pain.
  5. Ochsner KN, Bunge SA, Gross JJ, Gabrieli JD. Rethinking feelings: an FMRI study of the cognitive regulation of emotion. J Cogn Neurosci. 2002;14(8):1215-1229. doi:10.1162/089892902760807212
  6. Crocker, J., & Major, B. (1989). Social stigma and self-esteem: The self-protective properties of stigma. Psychological Review, 96(4), 608–630.
  7. Viktor E. Frankl Trotzdem Ja zum Leben Sagen: Ein Psychologe erlebt das Konzentrationslager
  8. Irvin D. Yalom: Existenzielle Psychotherapie. New York: Basic Books 1980
  9. Beck, A.T. (1976). Cognitive Therapy and the Emotional Disorders. New York: International Universities Press.
  10. Lazarus, R., & Folkman, S. (1984). Stress, Appraisal, and Coping. New York: Springer.
  11. Swann, W.B. (1987). "Identity Negotiation: Where Two Roads Meet." Journal of Personality and Social Psychology, 53(6), 1038–1051.
  12. Tajfel, H., & Turner, J.C. (1979). "An Integrative Theory of Intergroup Conflict." In W.G. Austin & S. Worchel (Eds.), The Social Psychology of Intergroup Relations (pp. 33–47). Monterey, CA: Brooks/Cole.
  13.  Wright, S.C. & Lubensky, M. (2009). The struggle for social equality: Collective action versus prejudice reduction. In S. Demoulin, J. P. Leyens & J. F. Dovidio (Eds.), Intergroup misunderstandings: Impact of divergent social realities (pp. 291-310).  New York: Psychology Press.
  14. Roccas, S., & Brewer, M.B. (2002). "Social Identity Complexity." Personality and Social Psychology Review, 6(2), 88–106.
  15. Benet-Martínez, V., & Haritatos, J. (2005). "Bicultural Identity Integration (BII): Components and Antecedents." Journal of Personality, 73(4), 1015–1050.
Категория: Статьи о психологии | Добавил: izwjagin
Просмотров: 23 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0


Всего комментариев: 0