Top.Mail.Ru

Личностная идентичность и релокация
20.06.2025, 08:57

Что такое личностная идентичность?

 

Личностная идентичность - то, как человек отвечает на вопрос «Кто я?». Это набор характеристик, убеждений, ролей и установок, которые составляют наш внутренний образ себя. Однако личностная идентичность не является чем-то фиксированным; это процесс самопознания, в ходе которого человек постоянно пытается понять и найти своё истинное «Я».

 

Наше Я находится в каком-то контексте жизни, но в то же время сам контекст и то, как мы себя в нём проявляем не определяет наше истинное Я. Об этом, например, рассуждает Ричард Бах в повести "Чайка по имени Джонатан Ливингстон"

 

После переезда привычные роли могут исчезнуть. То, что раньше определяло тебя — работа, социальный статус, круг общения, — может казаться не таким значимым в новой среде.

 

Личностная идентичность формируется через взаимодействие с миром и окружающими людьми. Мы не рождаемся с уже готовым представлением о себе. Это понимание развивается в процессе жизни, через опыт, коммуникацию и рефлексию. Однако, когда человек вынужден покинуть свою привычную среду и оказаться в новом культурном контексте, этот процесс может стать особенно сложным и болезненным.

 

Устойчивая личностная идентичность - внутреннее согласие между своей личностной и социальной ролью.

 

Личностная роль — это понятие, которое можно описать как роль, соответствующую понятию субличности в психотерапевтическом подходе. Однако личностная роль не описывает проблемы человека, а скорее его возможности. В начале личностная роль может быть чем-то внешним, своего рода маской, но со временем она становится естественной частью «Я». Эта роль включает в себя такие аспекты, как личные убеждения, ценности и внутренние ориентиры.

 

Наша личность составляет единое и неделимое целое, но в то же время её можно описать частями, уровнями, проявлениями в социальном и личном контекстах.

 

Социальная роль — это поведение, которое от человека ожидается в связи с его определенным статусом в обществе. Например, роль сотрудника на работе, родителя в семье, участника сообщества или гражданина страны. Социальная роль отличается от личностной тем, что она гораздо более структурирована и часто регулируется социальными ожиданиями. Она может быть основана на внешних факторах и потребностях общества, а не только на личных стремлениях человека.

 

Баланс между личной и социальной ролями способствует психическому благополучию человека.

 

Для того чтобы личностная идентичность оставалась устойчивой, важно, чтобы личностная роль гармонично сочеталась с социальной. Когда внутренние установки и внешние ожидания совпадают, человек ощущает внутренний баланс и уверенность в себе. Это создаёт ощущение согласованности между внутренним миром и внешними проявлениями личности.

 

Раскрыть: Описать свою личностную идентичность, можно ответив на вопрос «Кто я?», который выявляет личностные и социальные роли:

  • с семьёй
  • с друзьями
  • на работе с коллегами
  • с обществом по интересам (хобби)
  • для сообщества своего дома
  • для сообщества своей улицы
  • для сообщества своего района
  • для сообщества своего города
  • для сообщества своей области
  • для общества своей родной страны
  • для международного сообщества
  • для человечества
  • для трансцендентного, Вселенной, Бога

Затем, к каждому ответу можно описать с помощью какой маски демонстрируется эта роль.

Для обретения истинного Я важно также разотождествление. Часто мы воспринимаем, что наше Я равно нашему телу, мыслям, эмоциям, ролям, но Я это нечто отдельное и постоянное, центр самосознания и воли.

 

Релокация как третья индивидуация личности

 

Эмиграция может ощущаться как новая ступень взросления, даже если ты уже давно считаешь себя взрослым. Каждый шаг — от простого выбора продуктов до принятия важных решений — становится частью того, как ты заново формируешь своё представление о себе.

 

Салман Ахтар рассматривает эмиграцию как третью индивидуацию, сравнивая её с процессом сепарации-индивидуации у ребёнка.

 

 

  • Первая индивидуация происходит в раннем детстве, со становлением Я-позиции, примерно в возрасте трёх лет, когда ребёнок начинает осознавать своё «Я» и отделять себя от других людей. Этот этап важен для формирования базового чувства идентичности.
  • Вторая индивидуация происходит в подростковом возрасте, когда человек начинает искать и формировать свою социальную и личную идентичность, что является важным моментом в становлении личности.
  • Третья индивидуация, по мнению Ахтара, происходит, когда человек покидает родную страну. Это событие требует радикальных изменений в восприятии мира и в самой личностной структуре. Эмиграция ставит перед человеком задачу заново определить себя в новом контексте и осознать, что его прежняя идентичность и роль в обществе теперь претерпевают изменения.

 

Релокация сопровождается утратой прежнего окружения, привычной культуры и образа жизни, утратой родной страны, необходимостью адаптации к новому культурному контексту и поиск нового смысла жизни в новой среде. Это своего рода культурный шок, который может напоминать переживание сепарации от родных в детском возрасте.

 

Утрата прежнего окружения и необходимость адаптации

 

Релокация сопровождается утратой прежнего окружения, привычной культуры, образа жизни и родной страны. Это означает, что мигрант теряет те ориентиры, которые служили основой его самовосприятия и понимания мира.

 

  • Утрата родной страны — это не только физическое удаление, но и эмоциональное переживание, которое может включать в себя ностальгию, чувство тоски по утраченной стабильности, привычной культуре и окружению.
  • Адаптация к новому культурному контексту — мигранту необходимо научиться взаимодействовать с новым обществом, понимать его нормы и правила, а также приспосабливаться к новому образу жизни. Это может быть сложно, особенно если новая культура существенно отличается от прежней.
  • Поиск нового смысла жизни — эмиграция часто становится поводом для переосмысления своих жизненных целей и ценностей. Человек может столкнуться с вопросами о своём месте в мире, о том, какой смысл имеет его жизнь в новой культурной среде, и как он может продолжать строить свою идентичность в изменённых обстоятельствах.

 

Процесс адаптации не всегда является плавным. Он может быть напряжённым, требующим много времени и усилий. Мигранты часто проходят через этапы психологической травмы и эмоциональной нестабильности, пока не установят новое равновесие.

 

Формирование новой личностной идентичности

 

Переход в новый культурный контекст ставит перед мигрантом задачу перестройки личной идентичности. Это происходит не только на уровне социальной роли, но и на уровне внутренних переживаний, восприятия своего места в мире.

 

  1. Интеграция старой и новой идентичности: Мигрант может столкнуться с проблемой «двойной идентичности», когда сохраняет связь с родной культурой, но при этом должен учитывать и принимать новые реалии. Важно, чтобы этот процесс интеграции был постепенным и осознанным, без полной потери прежнего «я», но с готовностью адаптироваться и изменяться.
  2. Баланс между прошлым и настоящим: Эмиграция заставляет человека учитывать свой прошлый опыт и одновременно интегрировать этот опыт в новую реальность. Это может быть вызовом, поскольку может потребоваться переосмысление прошлого и новой роли в обществе.
  3. Психологические ресурсы для адаптации: Для успешной адаптации важны не только внешние условия, но и внутренние психологические ресурсы мигранта — способность к гибкости, открытость к новым переживаниям и готовность к изменениям.

 

Психологические путешествия во время релокации

 

Процесс релокации не ограничивается только физическим перемещением в новую страну. Это сложный психологический процесс, в котором мигрант переживает множество внутренних изменений. Салман Ахтар описывает этот процесс как психологические путешествия, которые включают в себя четыре ключевых направления. Эти путешествия отражают важные изменения в восприятии мира и себя.

 

Происходит не только перемещение в пространстве, но и внутреннее путешествие. Твои представления о времени, месте и связях меняются, как будто ты исследуешь новый мир. Этот процесс может быть захватывающим, если позволить себе замечать эти изменения.

 

Эмиграция как третья индивидуация представляет собой уникальный опыт, во время которого мигрант сталкивается с необходимостью пересмотра своих внутренний ориентиров и восприятия окружающего мира. Эти изменения связаны с изменениями в восприятии времени, пространства, социальных связей и личных аффектов.

 

 

Ахтар описывает процесс релокации как психологические путешествия по четырём ключевым направлениям:

  1. От любви или ненависти к амбивалентности. Это эмоциональный путь, который заставляет человека интегрировать противоположные чувства к утраченной родине и новому месту жительства.
  2. От близкого или далекого к оптимальному расстоянию. Пространственное восприятие меняется: необходимость найти баланс между чувством принадлежности к новой стране и сохранением связи с родиной.
  3. От “вчера” или “завтра” к “сегодня”. Важно не застревать в прошлом или беспокоиться о будущем, а научиться жить настоящим моментом.
  4. От “моё” или “твоё” к “наше”. Это социальное родство, где человек учится объединять свою идентичность с новой культурной средой, находя общее и при этом сохраняя индивидуальность.

 

Во время этих путешествий мигранты часто сталкиваются с ностальгией — тоской по утраченной родине, внутренним поиском утраченных ценностей и символов. Этот процесс сопровождается стремлением найти что-то родное и привычное в новой стране, будь то:

  • Привычные продукты, продукты родной культуры.
  • Хранение артефактов — фотографий, вещей, напоминающих о родном доме.

 

Этот путь может быть как позитивным, помогая человеку пережить травму утраты, так и замедляющим процесс адаптации. Ностальгия может действовать как форма психологической защиты, но если она становится слишком интенсивной, она может препятствовать полноценной интеграции в новую реальность.

 

От любви или ненависти к амбивалентности

 

Эмоциональная адаптация — одно из самых сложных путешествий мигранта. В начале процесса эмиграции могут преобладать очень сильные чувства любви к родине или, наоборот, ненависти к новой стране и её культуре. Однако со временем человек сталкивается с амбивалентностью — противоположными чувствами, одновременно воспринимая как позитивные, так и негативные аспекты своей новой жизни.

  • Любовь к родине может восприниматься как идеализированная ностальгия, где каждый элемент жизни в родной стране кажется ценным.
  • Ненависть к новой стране может быть вызвана трудностью адаптации и восприятием культурных различий как непреодолимых барьеров.

 

Психологически важно пройти этот путь, интегрируя противоположные чувства и осознавая, что и родная страна, и новая реальность имеют как позитивные, так и негативные стороны.

 

От близкого или далекого к оптимальному расстоянию

 

Релокация меняет не только эмоциональные, но и пространственные ориентиры. Восприятие расстояния между собой и родной страной, между собой и новой страной меняется. Иногда мигранты испытывают чувство потери близости к родине, иногда — удалённости от нового общества.

 

Задача мигранта — найти оптимальное расстояние:

  • Чувство принадлежности к новой стране не должно поглощать все прошлое.
  • Связь с родной страной должна быть осознана как часть идентичности, а не как переживание утраты.

Таким образом, мигрант находит баланс между двумя культурами, создавая новую стратегию взаимодействия с пространством — как физическим, так и культурным.

 

От “вчера” или “завтра” к “сегодня”

 

Один из главных вызовов в процессе эмиграции — это восприятие времени. Мигранты часто склонны застревать в прошлом, размышляя о том, что было утрачено, или беспокоиться о будущем, тревожась о том, что может произойти.

 

Чтобы успешно адаптироваться, важно научиться жить настоящим моментом:

  • Осознавать, что прошлое невозможно вернуть, а будущее ещё не наступило.
  • Найти возможности для того, чтобы жить "сейчас", адаптироваться и наслаждаться моментом, в котором человек находится.

Этот процесс требует глубоких изменений в восприятии времени и способности переключаться на текущие события и переживания.

 

От “моё” или “твоё” к “наше”

 

Социальные связи также подвергаются изменениям в процессе эмиграции. В новых условиях мигрант сталкивается с необходимостью составления новой социальной карты, на которой пересекаются его старые и новые связи.

 

  • Моё и твоё — это концепции, связанные с национальной принадлежностью, «чуждостью» и «своими» в контексте культурных различий.
  • Однако задача мигранта состоит в том, чтобы научиться создавать новое социальное родство, которое включает общее в разных культурах, сохраняя при этом свою индивидуальность.

 

Таким образом, мигрант находит своё место в новой социальной среде, не теряя своего «я», но и не избегая интеграции в новое сообщество.

 

Практические упражнения для проработки изменений идентичности

Для символического проигрывания этих путешествий, можно выполнить упражнения "Две планеты", "Мать и мачеха", "Артефакты", "Ностальгия", "Смутное будущее"

Мать и мачеха. Нужно описать 5 плюсов и минусов биологической родины-матери и второй родины-мачехи, которая приютила. Это помогает осознать двойственность чувств к этим двум мирам.

Две планеты. Нужно было представить себя внеземным обитателем и нарисовать свою родную планету, описать её климат, прошлое, население и так далее. После этого сообщается, что возник катаклизм и жителям пришлось поселиться на другой планете. Там уже мог кто-то жить или нет. Также описывается новая планета и как их жители приспособились к ней.Затем можно ответить на вопросы:

Что общего между первой планетой и вашей родной страной?

Что общего между второй планетой и страной вашего пребывания?

Смутное будущее. На первом этапе нужно написать 5 пунктов «В (новой стране) я никогда не смогу…», на втором - исправить утверждения с помощью фразы «Я смогу в (новой стране)…, если сейчас я буду…».

Ткань жизни. Представьте свою жизнь как ткань, состоящую из нитей. Нарисуйте три линии:

  • Нить, символизирующая ценность, присущую жителям вашей родной страны, которая вам близка (например, уважение к старшим, поддержка семьи, важность традиций).
  • Нить, символизирующая ценность, присущую жителям новой страны, которая вас удивляет или отталкивает (например, индивидуализм, быстрая адаптация к новым условиям, открытость к чуждым культурам).
  • Нить, символизирующая эмоцию, актуальную для вас в процессе эмиграции.

Нити могут пересекаться по 2-3. На местах пересечений напишите новые ценности или эмоции, которые возникают, когда эти части вашей жизни переплетаются.

Артефакты. Запишите какие вещи вы взяли с собой как напоминание о своей родине. Эти артефакты могут символизировать вашу привязанность к прошлому и помочь вам осознать, что именно вы цените в своей прежней жизни.

Ностальгия. Вспомните песню, которая вызывает светлые ностальгические чувства по родине. Это может стать способом переживания тоски по утраченной культуре.

 

Интеграция и баланс идентичности

 

Переезд в другую страну всегда требует от человека пересмотра своей идентичности.

Иногда кажется, что приходится выбирать: либо сохранить прошлое, либо принять новое. Но это не так. Баланс между тем, кто ты был, и тем, кем становишься, помогает чувствовать себя целостным и уверенным.

Интеграция идентичности в новом культурном контексте является важным этапом адаптации для мигрантов. Этот процесс не сводится к простому выбору между старой и новой культурой, а предполагает гармоничное сочетание обеих частей идентичности.

Процесс интеграции идентичности включает в себя несколько важных аспектов:

  • Культурная интеграция: Принятие новой культуры, уважение к её нормам, традициям и ценностям.
  • Индивидуальная интеграция: Сохранение и развитие личной идентичности, несмотря на изменения внешних обстоятельств.

 

Релокация требует нахождения баланса между старой идентичностью, сформированной в родной стране, и новой идентичностью, которая развивается в процессе адаптации к новой культурной среде.

 

1. Сохранение старой идентичности

Сохранение связей с родной культурой и наследием помогает укрепить чувства устойчивости и уверенности в себе. Это может включать:

  • Применение традиций и обычаев, присущих родной культуре.
  • Поддержание связей с родными и друзьями.
  • Приверженность к родному языку и сохранение культурных артефактов.

2. Приобретение новой идентичности

Новая идентичность развивается через активное вовлечение в новую культуру. Это может быть связано с:

  • Изучением языка, традиций и обычаев новой страны.
  • Установлением новых социальных связей и налаживанием общения с местными жителями.
  • Принятием новых культурных норм и ценностей, которые обогащают личную и социальную жизнь.

 

Самопринятие — это основа успешной интеграции, как старой, так и новой идентичности. Принятие себя, своей истории и своих культурных корней важно для того, чтобы на разных этапах адаптации человек не терял связи с тем, кем он является на самом деле.

 

Практика благодарности и обретение целостности Практика благодарности может помочь обрести личностную целостность. Если возникают трудности с благодарностью родителей, рода, мужчин, врагов и недоброжелателей, то это говорит о том, что в этой сфере произошла травматизация и нужно более углубленно проработать благодарность в ней.

 

Нужно поблагодарить в 12 сферах.

1. Я благодарю Вселенную за то, что

2. Я благодарю моих родителей (мою мать за то, что… а своего отца за то, что…)

3. Я благодарю мой род за то, что

4. Я благодарю всех детей за то, что

5. Я благодарю стариков за то, что

6. Я благодарю женщин за то, что...

7. Я благодарю мужчин за то, что…

8. Я благодарю своих Ангелов \ силы судьбы \ обстоятельства, оберегающие меня, за то, что…

9. Я благодарю тех, кто причинил мне боль, моих недоброжелателей, врагов за то, что…

10. Я благодарю тех, кто однажды сделал мне добро за то, что…

11. Я благодарю моих учителей за то, что…

12. Я благодарю себя за то, что…

 


 

Релокация — это не просто физическое перемещение из одной точки мира в другую, но глубокий психологический процесс, который может существенно изменить личностную идентичность. Этот процесс схож с другими важными этапами индивидуации, через которые проходит человек в своей жизни. Символические практики, осознанность и работа с эмоциями могут помочь интегрировать опыт релокации в новую личностную идентичность и достичь внутренней целостности.

Категория: Статьи о психологии | Добавил: izwjagin
Просмотров: 17 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0


Всего комментариев: 0