| 
 08:24  Исследование выявило новые тенденции в чтении научных журналов по психологииКлючевые моменты: 
 
  | |
  
Содержание Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ) обнародовал результаты уникального исследования практик научного чтения среди профессионального сообщества. Опрос «Портрет читателя — 2025», в котором приняли участие 1260 респондентов из России и других стран, детально анализирует, как специалисты в области психологии и образования взаимодействуют с научной периодикой. Эти данные имеют критически важное значение для разработки грамотной редакционной политики, развития цифровых платформ и повышения качества диалога с профессиональной аудиторией. Методология и охват исследованияАнкетный онлайн-опрос проводился в период с марта по май 2025 года на русском языке. Участникам было предложено ответить на 31 вопрос, сгруппированный в пять тематических блоков. Вопросы охватывали широкий спектр тем: от регулярности чтения и стратегий выбора материалов до критериев оценки журналов, таких как их индексируемость и репутация. Отдельное внимание уделялось социально-демографическим характеристикам и собственной публикационной активности читателей. Для обеспечения репрезентативности в выборку вошли как постоянные читатели журналов МГППУ, так и те, кто с ними не знаком, но интересуется научной периодикой в принципе. Широкий охват аудитории стал возможен благодаря сотрудничеству исследовательской команды с ключевыми информационными партнёрами, среди которых Союз охраны психического здоровья, «Психологическая газета», издательства «Инфра-М» и «IPR Media», а также ряд академических телеграм-каналов и персональных сайтов исследователей. Портрет современного читателя научных журналовИсследование позволило составить детальный портрет аудитории. Большинство респондентов — это профессионально активные специалисты: почти половина (48,1%) работает в сфере образования, 14,8% — в социальных службах, а около 10% посвятили себя науке и исследованиям. Средний возраст читателя составляет 40 лет, при этом значительная доля (43,7%) имеет учёную степень кандидата, доктора наук или PhD. Аудитория преимущественно женская (82,7%), хотя для таких журналов, как «Культурно-историческая психология», «Экспериментальная психология» и «Современная зарубежная психология», доля мужчин заметно выше среднего. Географически ядро выборки составили жители России (93,1%), однако в опросе также участвовали русскоязычные специалисты из стран ближнего и дальнего зарубежья. Значительный разрыв наблюдается между городскими и сельскими читателями: лишь 3,5% участников представляют сельскую местность, остальные 96,5% — горожане, в основном из мегаполисов с населением более миллиона человек. Популярные издания и модели чтенияСреди всего многообразия периодики наибольшей популярностью пользуется журнал «Психологическая наука и образование», который регулярно читает каждый второй опрошенный. Высокий уровень вовлечённости также зафиксирован у читателей «Консультативной психологии и психотерапии», «Культурно-исторической психологии», «Социальной психологии и общества» и «Экспериментальной психологии». Привычки чтения оказались весьма разнообразны. Электронный формат предпочитает почти половина респондентов, и эта тенденция особенно сильна среди молодых учёных до 30 лет и обладателей учёных степеней. Смешанную модель, сочетающую электронные и печатные версии, выбирают 43% опрошенных. Бумажные выпуски, хоть и стали нишевым вариантом, сохраняют свою актуальность в сельской местности, где подписка на них распространена шире, чем в крупных городах. Как и зачем ищут научные материалыОсновным инструментом для поиска научных статей для всех категорий читателей остаются общедоступные поисковые системы, такие как Google и Yandex. Однако на втором месте для постоянной аудитории журналов МГППУ находится отечественная eLibrary, тогда как для остальных приоритетом являются международные научные поисковые системы, например, Google Scholar. Важную роль в дистрибуции контента играет специализированный портал PsyJournals.ru: его используют от 70% до 90% читателей журналов МГППУ и 42% прочей аудитории. Что касается глубины погружения в материал, то 41% читателей ограничиваются одной-двумя статьями в номере, а лишь 15% стараются ознакомиться с каждым выпуском целиком. По частоте чтения 13% респондентов включают научные статьи в ежедневную практику, 29% обращаются к ним еженедельно, а треть — реже одного раза в месяц. Примечательно, что читатели, знакомые с журналами МГППУ, проявляют существенно бóльшую регулярность: 48% из них читают ежедневно или еженедельно. Мотивы и критерии выбора публикацийКлючевым мотивом обращения к научной периодике для большинства специалистов является повышение профессиональной компетентности. Вторым по значимости стало расширение кругозора, что особенно важно для аудитории журналов «Социальная психология и общество» и «Язык и текст». Для исследователей, выбирающих «Экспериментальную психологию» или «Современную зарубежную психологию», приоритетом является подготовка собственных статей и поиск актуальных данных. Для читателей журналов «Аутизм и нарушения развития» и «Социальные науки и детство» относительно более заметным мотивом является использование научного знания как ресурса для повышения родительских компетенций. Главными факторами при выборе конкретной публикации читатели назвали её открытую доступность (Open Access) и релевантность содержания. Репутация журнала, его индексируемость в международных базах данных и импакт-фактор также играют роль, но отходят на второй план. Читатели высоко оценивают уровень авторских коллективов и практическую полезность публикаций, что указывает на запрос на прикладное применение научного знания. Значение исследования для развития научной коммуникацииПроведённое исследование не просто фиксирует текущие практики, но и задаёт векторы для дальнейшего развития университетских журналов. Понимание того, что для читателя первостепенны открытый доступ и релевантность, а не формальные метрики, позволяет выстраивать более адресную и эффективную политику. Полученные данные свидетельствуют о необходимости развития цифровых платформ, оптимизации работы с системами антиплагиата и повышения удобства навигации по научным ресурсам. Подробные результаты исследования представлены в отдельном отчёте «Карта научного чтения: кто и как выбирает журналы по психологии и образованию — 2025», подготовленном авторским коллективом в составе А.А. Шведовской, В.В. Пономаревой, Е.В. Аржаных, О.Н. Андреевой под руководством А.А. Марголиса.  | |
| 
 
 
 
  
 Перейти к обсуждению Прокомментировать  | |
| 
 | |
| Всего комментариев: 0 | |
Здравствуйте Гость, как Вы видите еще никто не оставил свой комментарий, будьте первым, поделитесь мнением о материале выше.