Определение
гипотетическая единица распознавания слов в памяти, которая активируется, когда входные стимулы соответствуют сохраненной в ней информации, и которая, достигнув определенного порога активации, позволяет слову быть выбранным для дальнейшей обработки.
Исторический контекст
Термин «логоген» был введен британским психологом Джоном Мортоном в 1969 году в рамках его модели логогена — одной из первых и наиболее влиятельных моделей распознавания слов. Модель была разработана в контексте бурного развития когнитивной психологии и психолингвистики, когда исследователи стремились создать вычислительные модели для объяснения механизмов чтения и понимания языка.
Изначально модель Мортона была одноуровневой и фокусировалась на распознавании изолированных слов. В дальнейшем, под влиянием новых данных, модель была расширена до двухуровневой, включающей «когнитивную систему» и «логогены входных модальностей» (визуальные и слуховые), что позволило объяснить, как информация из разных источников (зрение, слух) взаимодействует при распознавании слова.
Классификация и применение
Концепция логогена легла в основу современных моделей распознавания слов и понимается как базовый компонент в архитектуре лексической памяти. Наглядно ее применение демонстрируется в работе систем предсказания текста (T9, автодополнение).
| Тип логогена | Функция | Пример активации |
|---|---|---|
| Визуальный логоген | Отвечает за распознавание графического облика слова | Активируется при виде букв "К", "О", "Т", приводя к распознаванию слова "КОТ" |
| Слуховой логоген | Отвечает за распознавание звукового облика слова | Активируется при восприятии звуков [к], [о], [т], приводя к распознаванию слова "кот" |
Интересный факт: Модель логогена предсказала феномен «прайминга» — эффект, при котором предварительное предъявление слова (например, «врач») ускоряет последующее распознавание семантически связанного слова («медсестра»). Это объясняется тем, что активация первого логогена распространяется на связанные с ним логогены в памяти.
Визуализация: Модель активации логогена
На схеме ниже показано, как визуальные и слуховые стимулы повышают уровень активации логогена. Когда активация достигает порога (пунктирная линия), происходит распознавание слова.
Интерактивное пояснение: Нажмите на кнопки, чтобы увидеть, как разные типы стимулов влияют на активацию логогена. Только комбинированная активация превышает порог, что приводит к успешному распознаванию слова.
Источники
- Morton, J. (1969). Interaction of information in word recognition. Psychological Review, 76(2), 165–178. https://doi.org/10.1037/h0027366
- Morton, J. (1979). Facilitation in word recognition: experiments causing change in the logogen model. In P. A. Kolers, M. E. Wrolstad, & H. Bouma (Eds.), Processing of visible language (pp. 259–268). Springer. https://doi.org/10.1007/978-1-4684-0994-9_18
- Harley, T. A. (2014). The Psychology of Language: From Data to Theory (4th ed.). Psychology Press. ISBN: 978-1-84872-089-3. (Глава 6: "Visual Word Recognition")
Комментарии (0)