Определение
сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, семиотически опосредствованные по психологическому строению и произвольные (сознательно выполняемые) по способу своего осуществления.
Исторический контекст
Концепция высших психических функций (ВПФ) была разработана советским психологом Львом Семёновичем Выготским в 1920-1930-х годах. Выготский и его ученики (А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев) разрабатывали эту теорию в рамках культурно-исторической психологии, стремясь преодолеть ограничения как рефлексологии, так и интроспективной психологии. Ключевым был тезис о социальном происхождении психики человека: ВПФ возникают сначала как форма взаимодействия между людьми (интерпсихическая функция) и лишь затем как внутренний, интрапсихический процесс.
Дальнейшее развитие теория получила в работах А.Р. Лурия, который исследовал нейрофизиологические основы ВПФ и заложил основы нейропсихологии как науки.
Классификация и основные характеристики
Согласно теории Выготского, высшие психические функции обладают рядом специфических свойств, которые отличают их от «натуральных» (биологически обусловленных) функций. Основные из них представлены в таблице ниже.
| Характеристика | Натуральные психические функции | Высшие психические функции |
|---|---|---|
| Происхождение | Биологическое, обусловлено эволюцией | Социальное, формируется в культуре |
| Строение | Непосредственные, прямые | Опосредствованные (знаками, речью, инструментами) |
| Произвольность | Непроизвольные | Произвольные, целенаправленные |
| Осознанность | Неосознаваемые | Осознаваемые |
| Системность | Относительно изолированы | Взаимосвязаны в сложные системы |
Область применения и интересный факт
Концепция ВПФ легла в основу целого направления в коррекционной педагогике — нейропсихологического подхода к коррекции трудностей обучения. Если ребенок испытывает проблемы с письмом, чтением или счетом, нейропсихолог анализирует не сами навыки, а стоящие за ними базовые ВПФ (зрительно-пространственное восприятие, серийную организацию движений, произвольное внимание) и работает именно с ними. Это демонстрирует системный подход, заложенный в теории: воздействие на одну функцию может повлиять на всю психологическую систему.
Схема строения высшей психической функции
Следующая схема иллюстрирует ключевой принцип строения ВПФ по Выготскому — опосредствованность. Натуральная, непосредственная реакция на стимул (A) преобразуется в высшую, опосредствованную функцию (B) с помощью психологического орудия (знака).
(речь, символ, план)
Пример: Ребенок тянется к конфете (непосредственная реакция). Взрослый говорит: «Сначала нужно помыть руки». Фраза взрослого становится опосредствующим звеном, и в будущем ребенок сам строит свое поведение через эту внутреннюю инструкцию, формируя произвольность.
Источники
- Выготский, Л. С. (1982). История развития высших психических функций. Собрание сочинении: В 6-ти т. Т. 3. Москва: Педагогика. (Оригинальная работа написана в 1931 г.).
- Лурия, А. Р. (1979). Язык и сознание. Москва: Издательство Московского университета. ISBN: 978-0140134870
- Леонтьев, А. Н. (1975). Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Политиздат.
Комментарии (0)