0%

Высшие психические функции

Определение

сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, семиотически опосредствованные по психологическому строению и произвольные (сознательно выполняемые) по способу своего осуществления.

Исторический контекст

Концепция высших психических функций (ВПФ) была разработана советским психологом Львом Семёновичем Выготским в 1920-1930-х годах. Выготский и его ученики (А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев) разрабатывали эту теорию в рамках культурно-исторической психологии, стремясь преодолеть ограничения как рефлексологии, так и интроспективной психологии. Ключевым был тезис о социальном происхождении психики человека: ВПФ возникают сначала как форма взаимодействия между людьми (интерпсихическая функция) и лишь затем как внутренний, интрапсихический процесс.

Дальнейшее развитие теория получила в работах А.Р. Лурия, который исследовал нейрофизиологические основы ВПФ и заложил основы нейропсихологии как науки.

Классификация и основные характеристики

Согласно теории Выготского, высшие психические функции обладают рядом специфических свойств, которые отличают их от «натуральных» (биологически обусловленных) функций. Основные из них представлены в таблице ниже.

Характеристика Натуральные психические функции Высшие психические функции
Происхождение Биологическое, обусловлено эволюцией Социальное, формируется в культуре
Строение Непосредственные, прямые Опосредствованные (знаками, речью, инструментами)
Произвольность Непроизвольные Произвольные, целенаправленные
Осознанность Неосознаваемые Осознаваемые
Системность Относительно изолированы Взаимосвязаны в сложные системы

Область применения и интересный факт

Концепция ВПФ легла в основу целого направления в коррекционной педагогике — нейропсихологического подхода к коррекции трудностей обучения. Если ребенок испытывает проблемы с письмом, чтением или счетом, нейропсихолог анализирует не сами навыки, а стоящие за ними базовые ВПФ (зрительно-пространственное восприятие, серийную организацию движений, произвольное внимание) и работает именно с ними. Это демонстрирует системный подход, заложенный в теории: воздействие на одну функцию может повлиять на всю психологическую систему.

Схема строения высшей психической функции

Следующая схема иллюстрирует ключевой принцип строения ВПФ по Выготскому — опосредствованность. Натуральная, непосредственная реакция на стимул (A) преобразуется в высшую, опосредствованную функцию (B) с помощью психологического орудия (знака).

Стимул (A)
Реакция (B)
Натуральная, непосредственная связь
Стимул (A)
Знак (X)
(речь, символ, план)
Реакция (B)
Высшая, опосредствованная связь

Пример: Ребенок тянется к конфете (непосредственная реакция). Взрослый говорит: «Сначала нужно помыть руки». Фраза взрослого становится опосредствующим звеном, и в будущем ребенок сам строит свое поведение через эту внутреннюю инструкцию, формируя произвольность.

Источники

  1. Выготский, Л. С. (1982). История развития высших психических функций. Собрание сочинении: В 6-ти т. Т. 3. Москва: Педагогика. (Оригинальная работа написана в 1931 г.).
  2. Лурия, А. Р. (1979). Язык и сознание. Москва: Издательство Московского университета. ISBN: 978-0140134870
  3. Леонтьев, А. Н. (1975). Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Политиздат.
Рейтинг:


Комментарии (0)