Top.Mail.Ru
В категории материалов: 496
Показано материалов: 201-250
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 7 ... 9 10 »


Восприятия времени нарушения

Определение: утрата или снижение способности ориентироваться в коротких (с, мин, ч.) и длинных (дни, мес, гг.) промежутках времени; проявляются в 2 основных формах. 1. В. в. н., связанные с нарушением сознания и проявляющиеся в виде общей дезориентировки во времени. Подобные нарушения возникают как при локальных поражениях мозга (лобных долей, глубоких структур правого полушария и др.), так и при психических заболеваниях (в синдромах различных нарушений сознания). 2. В. в. н., имеющие более частный характер и проявляющиеся как невозможность правильно оценить относительно короткие интервалы времени (с, мин). Эта форма нарушений возникает при поражении височных отделов мозга (преимущественно правого полушария) в синдроме др. расстройств в работе слухового анализатора (см. Агнозия). В. в. и. возможны при различных экстремальных состояниях: при стрессе, длительной сенсорной депривации, алкогольном опьянении и др. (Е. Д. Хомская.)

Энциклопедия
223
10.08.2014
izwjagin
0

Восприятие устной речи

Определение: (англ. perception of oral speech) — одна из высших психических функций человека. В. у. р. — внутренняя психическая сторона такого вида речевой деятельности, как слушание (аудирование). Будучи «опосредствованным по своему строению и социальным по своему генезу» (А. Р. Лурия), В. у. р. является смысловым, т. к. «нормально включает акт понимания, осмысления» (С. Л. Рубинштейн).
Речевое восприятие — неоднородный процесс, в котором (с генетической и функциональной т. зр.) м. б. выделены уровни различения и узнавания (Н. И. Жинкин). С т. зр. характера «обработки» речевого сигнала выделяются сенсорный, перцептивный и смысловой уровни восприятия. Так, в процессе В. у. р. на сенсорном уровне осуществляется акустический анализ и выделение звуков в составе слова, которое узнается на перцептивном уровне восприятия. На смысловом уровне устанавливается смысл предложения и всего сообщения в целом.
С т. зр. сформированности самого процесса смыслового восприятия оно м. б. сукцессивным (развернутым) и симультанным (одномоментным). Так, в ходе формирования слушания как вида речевой деятельности на родном и затем во время обучения на иностранном языке восприятие характеризуется сукцессивностью, тогда как при сформированности этих видов речевой деятельности восприятие симультанно.
В. у. р. включает в себя процесс вероятностного прогнозирования. Слушатель воспринимает речевое сообщение, начиная с предположения о сигнале на входе. Речевое восприятие может характеризоваться разной глубиной и уровнем прогнозирования, как хода развития мысли, так и появления наиболее вероятного для данного контекста слова.
Смысловое восприятие речевого сообщения обусловливается целым рядом факторов, и прежде всего, включенностью в активную деятельность человека. Обусловливаясь системой языка, В. у. р. зависит также и от характера самого речевого сообщения (логико-смысловой структуры речи, длины и глубины фраз, коммуникативной насыщенности речи и т. д.).
В. у. р. обусловливается также и индивидуально-личностными особенностями слушающего или читающего: особенностями их мышления (напр., гибкость, продуктивность), памяти (напр., ее объем, тип), направленности личности, характера установок и т. д. См. Виды речи, Речь, Речь устная.

Энциклопедия
243
10.08.2014
izwjagin
0

Восприятие сложных звуков

Определение: процесс приема и переработки слуховым анализатором звуков сложного спектрального состава (см. Спектр звуковой), как правило, меняющегося во времени по характерному для данного источника «алгоритму». Мир звуков отличается огромным разнообразием, однако в нем можно выделить некоторые группы с относительно общими признаками и принципами восприятия: звуки природной и синтетической среды (технических объектов), речевые и музыкальные. К природным звукам относятся, напр., шелест листвы, плеск и журчание воды, треск сучьев, грохот обвала, биение сердца; к техническим — тиканье часов, удары молота, рев мотора и т. п. Звуки такого рода возбуждаются одиночными импульсами (ударами) с периодическим или апериодическим повторением. Частота и регулярность повторения (или его отсутствие) определяют один из существенных признаков восприятия. Важным признаком восприятия выступает индивидуальная характерность структуры спектра — мы квалифицируем звуки как глухие и звонкие, мягкие и резкие, низкие или высокие.
Особую группу представляют речевые звуки, которые выступают в качестве элементов словесного сообщения, заключая в себе при этом одновременно звуковые признаки, выражающие настроение говорящего, его отношение к содержанию того, о чем он говорит, отношение к собеседнику или аудитории и т. п. Интонационные, громкостные оттенки речи, характерные задержки, изменение темпа, акцентирование и т. п. — все это лежит в основе восприятия сопровождающих речь эмоций. Эмоции, возникающие при восприятии речевых звуков, находятся также в определенной зависимости от содержания вызываемых речью образов и представлений (см. Восприятие устной речи).
В восприятии музыкальных звуков на первый план выступают признаки, которые формируют музыкально-звуковую ткань: высота, в ее ладогармоническом содержании, и расчлененность звуков во времени, определяющая ритмическую канву произведения. Важнейшей формой одновременного восприятия нескольких музыкальных звуков является восприятие их консонантности и диссонантности, взаимоотношений в аккордах и в гармоническом движении. В основе музыкального восприятия высоты звуков лежит объективный признак гармоничности структуры их спектров, т. е. соотношения частот спектральных компонентов (тонов) в простой кратности (1, 2, 3, 4 и т. д.) к частоте первого (нижайшего или т. н. основного) тона. В восприятии музыкальных звуков тембровые признаки приобретают специфическую функцию выразительности — как самих звуков, так и музыкального образа в целом. Имеется целый ряд др. специфических признаков восприятия музыкальных звуков, относящихся к исполнительским приемам (напр., вибрато, глиссандо), тембровым сочетаниям звуков в оркестровом целом и т. п.

Энциклопедия
179
10.08.2014
izwjagin
0

Восприятие пространства

Определение: чувственно-наглядное отражение пространственных свойств вещей (их величины и формы), их пространственных отношений (расположения относительно друг друга и воспринимающего субъекта и в плоскости, и в глубину) и движений. К В. п. иногда относят также восприятие пространственных свойств и отношений частей собственного тела наблюдателя (т. н. схема тела). В любом случае верно, что в процессе В. п. участвуют все органы чувств человека, но ведущая роль в В. п. принадлежит совместной деятельности зрительного, двигательного (кинестезического), кожного и вестибулярного анализаторов.
В. п. основано на «измерениях» расстояний и углов в окружающем человека пространстве (Г. Гельмгольц, И. М. Сеченов), осуществляемых органами внешних чувств и движениями мускулатуры. Высказывалась т. зр. о том, что необходимым условием для чувственного различения пространственных основных направлений (вверх и вниз, вперед и назад, направо и налево) является асимметрия человеческого тела: не столько морфологическая, сколько функциональная. Ярко выраженная функциональная асимметрия, как известно, обнаружена и в работе больших полушарий головного мозга (см. Латерализация функций, Межполушарная организация психических процессов). Это дало основание утверждать, что морфологическая симметрия органов чувств (и человеческого тела вообще) в сочетании с функциональной асимметрией составляют одно из обязательных условий В. п. (Б. Г. Ананьев.)
При В. и. человек исходит из нормального положения своего тела, когда его вертикальная ось перпендикулярна плоскости земли. Ощущения, поступающие от аппарата равновесия (вестибулярной системы), помогая поддерживать это положение, обеспечивают восприятие направления вверх-вниз.
Наибольшую информацию о пространстве (до 95%, Ф. Кликс) человеку дает зрение. В. п. начинается с превращения плоскостного восприятия в глубинное. К 2 воспринимаемым измерениям — в высоту и в ширину — добавляется 3-е — вдаль. В пространственном зрении на плоскости значительная роль принадлежит аккомодации и конвергенции глаз, а при восприятии глубины к ним присоединяются функции, выполняемые корреспондирующими и диспаратными точками сетчатки. В процессе В. п. осуществляется зрительная локализация предметов. Необходимо отметить и то, что пространственная ориентация у человека в большой степени опирается на выработанные культурой знаковые средства отображения пространственных отношений, часть из которых подвергается интериоризации (сюда относятся и знаковые когнитивные карты). См. Аккомодация глаз, Безориентирное поле, Бинокулярное зрение, Восприятия пространства нарушения, Глубинное зрение, Зрительное восприятие, Иллюзия Луны, Константность восприятия, Макропсия, Микропсия, Монокулярное зрение, Монокулярный параллакс движения, Поле зрения, Реафферентации принцип, Стереопсис.

Энциклопедия
226
10.08.2014
izwjagin
0

Восприятие времени

Определение: отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. В основе В. в. лежит ритмическая смена возбуждения и торможения в больших полушариях головного мозга. В В. в. участвуют различные анализаторы, наиболее точную дифференцировку промежутков времени дают кинестезические и слуховые ощущения. И. М. Сеченов называл слух измерителем времени, а слуховую память — памятью времени (см. Память слуховая). Субъективное восприятие продолжительных периодов времени в значительной степени определяется характером переживаний, которыми они были заполнены, и эмоциональным состоянием субъекта. Время, заполненное интересной, глубоко мотивированной деятельностью, кажется короче, чем время, проведенное в бездействии. Однако в ретроспективном отчете (см. Ретроспекция) соотношение м. б. обратным: время, проведенное в безделье и скуке, кажется короче, когда о нем вспоминают спустя некоторое время. Положительные эмоции дают иллюзию быстрого течения времени, отрицат. — субъективно несколько растягивают временные интервалы. (Т. П. Зинченко.)
Добавление ред.: Человек переживает и осознает время в значительной степени с помощью культурно-исторических средств его измерения и отражения (разнообразных часовых механизмов, календарей, учебников истории, внутренних сенсорных эталонов временных промежутков т. д.). На культуральном уровне Л. Н. Гумилев (1979) выделил 7 типов отсчета времени и отношения к нему: атемпоральность, фенологический и циклический календари, живая хронология и линейный счет, квантование и релятивизация времени. Важную роль в В. в. у древних людей и в традиционных культурах играли производственные процессы, согласованные с природными циклами, что находило прямое отражение в названиях «месяцев» народных календарей (напр., в нанайском календаре есть «месяц горбуши», «месяц летней кеты», «месяц осенней кеты», «месяц петель на соболя» и т. п.).
В своих долголетних исследованиях сов. психолог Д. Г. Элькин показал, что у человека на протяжении его культурного развития происходит постепенное усвоение социальных эталонов длительности, составляющих систему временных шкал и мер. Такое опосредствование позволяет не только точнее оценивать различные интервалы, но и выходить далеко за пределы возможностей непосредственного В. в. Отметим также, что культурно опосредствованное чувство времени играет огромную роль в различных видах практической деятельности (напр.: охотника и рыболова, крестьянина и кузнеца, рабочего и инженера, ученого и педагога, космонавта и спортсмена, актера и музыканта). Т. о., В. в. основывается, с одной стороны, на сигнальном значении временных характеристик собственных произвольных движений и ритмов непроизвольных вегетативных процессов («биологические часы»), как натуральных мерках, при посредстве которых осуществляется оценка времени; с др. стороны, на исторически развивающейся системе социальных эталонов и технических средств. См. Восприятия времени нарушения. (Б. М.)

Энциклопедия
201
10.08.2014
izwjagin
0

Восприятие

Определение: 1. Субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов (употребляются также термины «образ восприятия», «перцептивный образ»).
2. Сложный психофизиологический процесс формирования перцептивного образа (употребляются также термины «перцепция», «перцептивный процесс»). Иногда термином В. обозначается система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств, т. е. чувственно-исследовательская деятельность наблюдения (см. Перцептивное действие).
Как образ В. есть непосредственное отражение предмета (явления, процесса) в совокупности его свойств, в его объективной целостности. Это отличает В. от ощущения, которое также является непосредственным чувственным отражением, но лишь отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих на анализаторы.
При рассмотрении гносеологических вопросов (в философии) значения терминов «В». и «ощущение» совпадают. Для психологии указанное их различие является принципиально важным. В некоторых направлениях психологии, напр. Гештальт-психологии, В. рассматривается как исходная форма чувственного познания (и познания вообще), а ощущение — как абстракция, как результат «препарирования» В. сознанием (см. Отражение чувственное). Однако большинство психологов рассматривают ощущение (напр., тепла, солености, боли) как исходную форму познания, а В. — как синтез ощущений, формирующийся в процессе активного отражения объективно существующего целостного предмета. В филогенезе переход от ощущения к В. был обусловлен переходом живых существ от жизни в гомогенной, вещно (предметно) неоформленной среде к жизни в среде, вещно оформленной (А. Н. Леонтьев).
Поскольку любой предмет как раздражитель (см. Стимул, Дистальный стимул) является сложным, обладает рядом свойств, то в формировании его образа участвует обычно несколько анализаторов; т. о., В. формируется на основе ощущений разных модальностей.
В зависимости от того, какой из анализаторов ведущий в данном акте В., различают зрительное В., слуховое (см. Слух), осязательное (см. Осязание), вкусовое (см. Вкус) и обонятельное В. (см. Обоняние). Важную роль во всех видах В. играют двигательные (кинестезические) ощущения, хотя последние и не всегда отчетливо осознаются человеком. Так, зрительное В., помимо собственно зрительных ощущений (цвета, света и т. д.), включает также кинестезические ощущения, возникающие при движениях глаз (аккомодация глаз, конвергенция и дивергенция глаз и т. д.). Особенно велика роль кинестезических ощущений в осязательном В. Большую роль во вкусовом В. играют движения языка, а в обонятельном — движения органов дыхания. В процессе слухового В. активное участие могут принимать слабые движения артикуляционного аппарата. Движения, включенные в акт восприятия, имеют значение в процессе анализа воздействующих раздражителей, уточнении ощущений, их синтезе в целостный образ предмета и его пространственно-временной локализации.
У человека, владеющего речью, последняя опосредствует В., обеспечивая его осмысленность, осознанность, преднамеренность (произвольность). Участие речи в В. создает возможность абстракции и обобщения свойств предметов и явлений путем их словесного обозначения (называния) (см. Лингвистической относительности гипотеза).
Основными свойствами В. являются предметность, целостность, константность, категориальность, избирательность.
В. зависит от прошлого опыта, знаний, содержания и задач выполняемой деятельности, индивидуально-психологических различий людей (потребностей, склонностей, интересов, мотивов, эмоционального состояния и т. д.). Под влиянием этих факторов создается характерная для каждого человека апперцепция, обусловливающая значительные различия при восприятии одних и тех же предметов разными людьми или же одним и тем же человеком в разное время.
Формирование перцептивного образа представляет собой процесс, включающий ряд фаз (переходов): от нерасчленного В. («что-то мелькнуло», «что-то коснулось кожной поверхности», «появился какой-то звук», «чем-то пахнет» и т. д.) к формированию дифференцированного целостного образа предмета (или явления), адекватного оригиналу (см. Микрогенез восприятия). Динамика формирования перцептивного образа определяется пространственно-временными условиями процесса В. Это отчетливо обнаруживается при изменении времени воздействия стимулов на анализатор, их дистанции и положения в сенсорном поле.
В. м. б. преднамеренным и непреднамеренным. 1-е в отличие от 2-го связано с постановкой определенной перцептивной задачи; оно характеризуется целенаправленностью, плановостью и систематичностью. В этом случае В. выступает как познавательная перцептивная деятельность (наблюдение). Непреднамеренное В. выступает как компонент к.-л. др. деятельности, либо является неуправляемым и случайным процессом, целиком зависимым от колебаний непроизвольного внимания (ср. «пустой взор»). Преднамеренное В. более эффективно, чем непреднамеренное.
В поведении и деятельности человека В. — необходимое условие ориентировки в окружающей среде. Перцептивный образ выполняет функцию регулятора действий. Вместе с тем деятельность — основное условие развития В. Что и как воспринимает человек, зависит от того, что и как он делает. В практической деятельности В. становится активным, целенаправленным процессом познания действительности. См. Орган чувств, Отражение чувственное, Сенсорная система. (В. П. Зинченко.)

Энциклопедия
212
10.08.2014
izwjagin
0

Вкусовой анализатор

Определение: нейрофизиологическая система, осуществляющая анализ веществ, поступающих в полость рта. Состоит из периферического отдела, специфических нервных волокон, подкорковых и корковых структур. Периферический отдел В. а. — вкусовые луковицы (почки), расположенные в слизистой оболочке языка в грибовидных, листовидных и желобовидных сосочках, на нёбе, в передних нёбных занавесках, глотке и гортани. У человека ок. 9000 вкусовых луковиц, состоящих из 5-10 рецепторных клеток со специальными выростами, или микрофиллами (0,1 мк шириной и 2 мк длиной), которые осуществляют контакт с химическими веществами. Нервные волокна, отходящие от рецепторных клеток В. а., достигают продолговатого мозга, а затем вентральных и медиальных ядер таламуса. Корковый отдел В. а. находится в оперкулярной области больших полушарий и в гиппокампе. Минимальная концентрация химического вещества, вызывающая при нанесении на всю поверхность языка вкусовое ощущение, называется абсолютным вкусовым порогом. Абсолютный порог для сахара составляет 0,01 моль/м2, хлорида натрия — 0,05 моль/м2, хинина — 0,0000001 моль/м2 (что имеет биологический смысл, т. к. естественные горькие вещества часто ядовиты). Величина порога зависит от температуры раствора и максимальна при +37 °C. Чувствительность к вкусовым раздражителям различных участков языка неодинакова. Наиболее чувствительны: к сладкому — кончик языка, к горькому — корень, к кислому — края, к соленому — кончик и края. Чувствительность В. а. максимальна натощак и значительно снижается после приема пищи. При длительном контакте вкусовых раздражителей с языком происходит адаптация, которая возникает быстрее к сладким и соленым веществам, медленнее — к кислым и горьким (см. Адаптация сенсорная).
Добавление: Численность вкусовых луковиц не сохраняется постоянной на протяжении жизни; у детей их количество достигает 9-10 тыс., у взрослых — 2-3 тыс., в связи с чем пожилым людям кажется, что во времена их детства все было вкуснее. По современным данным, численность рецепторных клеток в каждой луковице достигает 30-40. (Б. М.)

Энциклопедия
203
10.08.2014
izwjagin
0

Вкус

Определение: восприятие свойств раздражителей, воздействующих на рецепторы рта, в виде вкусовых ощущений (горького, кислого, сладкого, соленого и их комбинаций). Адекватными раздражителями для В. являются разнообразные химические вещества. Поэтому В. представляет собой один из видов хеморецепции. Ощущение В. вызывают вещества, растворимые в воде и способные хорошо стимулировать деятельность вкусовых рецепторов.
Для объяснения механизма возникновения В. существуют 2 гипотезы: аналитическая и энзиматическая. Согласно 1-й, вкусовой стимул взаимодействует с белковоподобным веществом вкусового рецептора и образует тонизированный продукт, концентрация которого определяет величину нервной энергии. Согласно 2-й гипотезе, рецепторы возбуждаются вследствие взаимодействия вкусового стимула с ферментами вблизи нервных окончаний; происходящие при этом ионные сдвиги вызывают генерацию импульсов. Аналитическая гипотеза все больше подтверждается. Из вкусовых сосочков выделены рецепторные чувствительные фракции белковых макромолекул, образующих комплекс со сладкими и горькими веществами. Прочность образования комплекса зависит от концентрации вкусового вещества, порога чувствительности к нему и степени его «горькости» или «сладкости». При последовательном апробировании ряда веществ возникает вкусовой контраст: после соленого пресная вода кажется сладкой. Целостное вкусовое качество возникает в результате функционирования вкусовых, тактильных, температурных, обонятельных рецепторов.

Энциклопедия
192
10.08.2014
izwjagin
0

Викарные перцептивные действия

Определение: внутренние перцептивные действия зрительной системы, направленные на съем (считывание) информации не из внешнего мира, как внешние перцептивные действия, а со следа, накопленного сетчаткой, или с визуализированного образа. Предполагается, что во время В. п. д. происходит избирательное изменение чувствительности отдельных участков сетчатки, управляемое малоамплитудными движениями глаз. Эти движения совершаются в зоне 2-4° в виде дрейфа или микроскачков (см. Микродвижения глаз). Психологически это выражается в возможности перемещения внимания (взора) по полю стабилизированного образа. Внешние перцептивные действия трансформировались в В. п. д. для снятия информации с визуализированных образов представлений, напр. с эталонов опознания, воображения, с последовательных образов. Эти действия были выявлены при исследовании опознания и формирования образа в условиях стабилизации изображения относительно сетчатки (В. П. Зинченко, Н. Ю. Вергилес, 1969). По сути был обнаружен механизм, компенсирующий стабилизацию по отношению к анатомической фовеа (т. е. к зоне наиболее ясного видения). Этот механизм был назван механизмом функционального фовеа. До регистрации малоамплитудных движений глаз в условиях стабилизации возможность перемещения взора по стабилизированному относительно сетчатки изображения производила впечатление идеального внимания. В. п. д. указывают на то, что субъект способен наблюдать те или иные изменения в воспринимаемом образе или в феноменальном поле при отсутствии изменений воздействующей стимуляции. Др. словами, между множеством сетчаточных проекций объекта (оптическим полем) и множеством субъективно воспринимаемых образов (феноменальным полем) отсутствует однозначное соответствие. Каждому элементу оптического поля соответствует некоторое множество элементов феноменального поля. Задача наблюдателя, попадающего в такую ситуацию, состоит в выборе подмножества элементов наиболее соответствующих, с одной стороны, воспринимаемому объекту, а с др. стороны. — задачам его деятельности. См. также Мышление визуальное. (В. М. Гордон.)

Энциклопедия
222
10.08.2014
izwjagin
0

Вибрационная чувствительность

Определение: чувствительность к действующим на кожу механическим, прежде всего звуковым, колебаниям. Вибрационные ощущения отличаются от ощущений давления и прикосновения к коже (см. Ощущения тактильные). Специфических рецепторов В. ч. не обнаружено. Есть несколько гипотез о природе В. ч. Согласно одной из них, В. ч. — переходная форма от тактильной чувствительности к слуховой; 2-я гипотеза трактует ее как субмодальность проприоцептивной чувствительности; 3-я — как чувствительность, свойственную всем тканям организма. Диапазон В. ч. весьма широк: от 1 до 10 000 Гц; наиболее высока чувствительность к частотам 200-250 Гц. Человек различает частоту вибрации с точностью до 8-10%, а амплитуду — до 3-5 мкм. В. ч. неодинакова в различных участках тела: наименьшей обладают дистальные части конечностей, кожа шеи, плечевого пояса и бедра. При помощи В. ч. человек, пользуясь специальными кодами, может выполнять сложные виды деятельности, напр. слежение. В. ч. играет большую роль при обучении глухих произношению речи.

Энциклопедия
194
10.08.2014
izwjagin
0

Вестибулярная система

Определение: одна из важнейших сенсорных систем, обеспечивающая восприятие информации о положении и движениях тела в пространстве (в связи с чем В. с. необходимо включать в состав полимодальной кинестезической системы). Развилась, дополнившись аппаратом полукружных каналов, из системы регистрации направления силы гравитации (земного тяготения), имеющейся у большинства беспозвоночных, в систему, информирующую о положении головы и тела, а также о направлении и скорости движения тела у позвоночных и человека. Более подробные сведения о вестибулярном аппарате см.: Ухо внутреннее, Купула.

Энциклопедия
174
10.08.2014
izwjagin
0

Версионные движения

Определение: один из 2 типов макродвижений глаз. В. д. в отличие от вергентных движений, не приводят к изменению угла между зрительными осями левого и правого глаза. К числу В. д. относят быстрые саккадические движения и медленные следящие движения. С помощью 1-го вида В. д. осуществляется коррекция положения, а с помощью 2-го — скорости движения глаз относительно целей, не меняющих своего расстояния до наблюдателя. Особую разновидность В. д. образуют компенсаторные движения глаз вестибулярного происхождения. Они обеспечивают сохранение направления зрительных осей в пространстве при изменениях положения и скорости движения головы. Комбинация периодически повторяющихся саккадических и следящих движений называется нистагмом. По сравнению с вергентными движениями, появившимися лишь с возникновением бинокулярного зрения, В. д. представляют собой филогенетически более древний и относительно примитивный тип движений глаз. Они имеют свою собственную систему нейрофизиологической регуляции. Возможная роль В. д. как источника пространственной информации о положении объектов в поле зрения и др. параметрах их видения в настоящее время связывается не столько с информацией от проприорецепторов глазных мышц, сколько с центральными эфферентными командами (см. Реафферентации принцип).

Энциклопедия
192
10.08.2014
izwjagin
0

Вергентные движения

Определение: один из 2 типов макродвижений глаз. В. д. в отличие от версионных движений приводят к изменению угла между зрительными осями левого и правого глаз. Наиболее известные виды В. д.: конвергенция и дивергенция; однако В. д. могут осуществляться не только в горизонтальном, но и в вертикальном направлении. К их числу также относят циклофузионные движения, представляющие собой торсионные движения, меняющие относительную ориентацию сетчаток левого и правого глаз. В. д., связанные с бинокулярным зрением, являются более поздним филогенетическим приобретением, чем версионные движения, и имеют свою собственную систему регуляции. Среди стимулов, вызывающих В. д., следует выделить величину и знак эгоцентрической диспаратности, а также степень «размытости» проекции подлежащего фиксации объекта, если он не находится в аккомодационном фокусе одного из глаз.

Энциклопедия
191
10.08.2014
izwjagin
0

Болевые ощущения

Определение: ощущения, которые сигнализируют об изменениях, происходящих в организме и могущих привести к повреждению органов и тканей (см. Ноцицептивная чувствительность). Б. о. характеризуются выраженной эмоциональной окраской и сопровождаются вегетативными сдвигами — учащенным сердцебиением, расширением зрачка и т. д. От ощущений др. видов Б. о. отличаются практически отсутствием адаптации (см. Адаптация сенсорная).
Вопрос о существовании специфических рецепторов болевой чувствительности до настоящего времени остается предметом дискуссий. Наличие специальных рецепторов и центростремительных проводников боли иногда отрицается на том основании, что Б. о. м. б. вызваны повреждением любого чувствительного нерва. Однако в последнее время накапливаются экспериментальные данные, показывающие, что, наряду с неспецифическим механизмом возникновения Б. о., при повреждении любых афферентных нервных проводников, по-видимому, существует специальный нервный аппарат болевой чувствительности с рецепторами, представляющими собой свободные окончания, обладающие свойством хеморецепции. Их адекватным раздражителем, вероятнее всего, являются особые вещества — кинины (в первую очередь брадикинин), образующиеся при контакте белков крови с измененными тканями. Кинины легко разрушаются специальными ферментными системами (кининазами) и блокируются у рецептора такими обезболивающими веществами, как аспирин и пирамидон. Возбуждение свободных нервных окончаний передается в ц. н. с. по особым тонким нервным волокнам — проводящим путям системы протопатической чувствительности, идущим преимущественно в клетчатке, которая окружает кровеносные сосуды. В спинном мозге импульсы болевой чувствительности переключаются в особых нейронных структурах и поступают далее к ядрам таламуса (зрительного бугра), а оттуда — к новой коре и лимбической системе мозга. Таламус играет особую роль в возникновении Б. о., т. к. повреждение этого отдела мозга нередко характеризуется резкими болями в против. половине тела (см. Гиперпатия).
Болевая рецепция подвержена центральному контролю. Выявлены эфферентные противоболевые системы, блокирующие проведение болевой импульсации на разных уровнях ц. н. с., начиная с афферентного входа в спинном мозге. Выключением этих центральных механизмов обусловлен обезболивающий эффект препаратов морфина и наркотиков общего действия. Однако центральные психофизиологические и психологические механизмы, лежащие в основе возникновения Б. о., изучены еще более слабо, чем периферические механизмы болевой чувствительности. См. Классификации ощущений, Наркозависимость, Ощущения органические.

Энциклопедия
173
10.08.2014
izwjagin
0

Бинокулярное зрение

Определение: видение 2 глазами; обеспечивает восприятие глубины и объемности предметов. В основе бинокулярного восприятия глубины и объемности лежит бинокулярный параллакс — различия в проекционных изображениях объекта на сетчатке левого и правого глаз, возникающие вследствие различий в пространственном положении обоих глаз. При Б. з. возбуждения, идущие из сетчатки одного глаза, сливаются в коре мозга с возбуждениями, идущими из сетчатки др. глаза. Их полное слияние (фузия) дает восприятие одного объекта в поле зрения. При неполном слиянии имеет место либо восприятие двойственных объектов, либо возникает впечатление объемности (стереоскопический эффект, см. Стереопсис). (Т. П. Зинченко.) Б. з. в совершенном виде — это зрение при 2 открытых глазах, характеризующееся устойчивой фузией, т. е. слиянием воедино изображений одного и того же предмета, проецируемых на сетчатки глаз, и истинным стереоскопическим восприятием рельефа предмета.
Б. з. филогенетически относительно молодая функция зрения: сформировалась она лишь на том уровне развития восприятия, когда оба глаза оказались расположенными на фронтальной плоскости головы и основная часть поля зрения стала, в результате, общей для них. Морфологический субстрат Б. з. у человека почти совсем развит к моменту рождения: это анатомическая симметрия обеих половин зрительного анализатора, начиная с сетчатки и кончая зрительной корой, а также конвергенция монокулярной зрительной информации от левого и правого глаза на одних и тех же нейронах коры (у человека г. о. нейронов 18-го поля затылочной коры по Бродману). Но Б. з. у новорожденных еще нет. Глаза новорожденных обращаются к яркому свету, однако движения их еще разобщены; лишь в возрасте 3-4 нед у ребенка появляются согласованные движения обоих глаз. Несколько позднее ребенок уже может прослеживать обоими глазами движения мелких предметов. Но только в возрасте 6 мес эти движения становятся вполне точными. Б. з. продолжает совершенствоваться и далее.
Слияние изображений, получаемых от предметов на обеих сетчатках, в единый образ возможно лишь в том случае, если они попадают на т. н. корреспондирующие (соответствующие) точки сетчаток. Известно, что все, что мы фиксируем (и что проецируется в центральные ямки сетчаток), воспринимается нами в одиночном виде. Центральные ямки сетчатки поэтому должны считаться корреспондирующими точками сетчатки. Одиночно воспринимаются также все объекты, проецирующиеся на сетчатки обоих глаз одинаково по отношению к центральным ямкам: эти точки также называются корреспондирующими. Геометрическое место всех точек пространства, проецирующихся на корреспондирующие точки сетчатки, называется «гороптер». Если изображение предмета в обоих глазах падает на несоответствующие (диспаратные) места сетчаток, то это приводит, в зависимости от степени диспаратности (бинокулярного параллакса), к стереоэффекту (стереопсису) или диплопии (двоению изображений). Диплопия может обнаруживаться, напр., при параличе 1 из наружных мышц глаза (см. Глубинное зрение, Зрительное восприятие, Панума зона).

Энциклопедия
215
10.08.2014
izwjagin
0

Бинауральный слух

Определение: восприятие звуков с помощью обоих ушей и симметричных (правой и левой) частей слуховой системы. Б. с. позволяет локализовать источник звука в пространстве за счет детекции различий основных характеристик звуковых сигналов, поступающих на разные уши. При этом наиболее точная дифференциальная локализация звуков наблюдается, когда интенсивность сигналов равна 70-100 дБ над порогом слышимости. Если сигналы поступают с разной интенсивностью или временным интервалом, то звуковой образ смещается в сторону более сильного или ранее пришедшего звука (напр., при интервале 0,6 с звуковой образ смещается на 90°). Минимальный интервал, вызывающий смещение звукового образа, равен 40 мс. При интервале более 2-3 мс звуки воспринимаются как 2 последовательных раздражения.
Зависимость локализации звука от фазы тональных сигналов при Б. с. наблюдается при действии только низкочастотных тонов (до 1500-2000 Гц). Звук имеет тенденцию к локализации в сторону того уха, к которому движется ведущая по фазе звуковая волна. Степень смещения звукового образа возрастает при увеличении бинауральной фазовой разности до локализации звукового образа в 1 ухе. Порог бинауральной фазовой разности при тоне 100 Гц составляет 3° (разность по времени — 100 мс).
Тоны выше 1500-2000 Гц при Б. с. локализуются из-за отличий интенсивности звука на разных ушах (голова и ушные раковины ослабляют высокочастотные тоны эффективнее, чем низкочастотные). При действии более сложных звуков (напр., звуки речи) для локализации используется и их тембр, поэтому они локализуются легче, чем простые.
Абсолютный и дифференциальные пороги при Б. с. понижаются по сравнению с моноуральным слухом (слушание 1 ухом); наблюдается суммирование громкости, которое тем больше, чем больше интенсивность звука.
Механизмы Б. с. недостаточно выяснены. Наиболее распространенная гипотеза объясняет способность локализации источника звука при Б. с. разной картиной возбуждения, возникающей либо в результате неодновременности прихода звука на разные уши, либо при одновременном действии звуков разной интенсивности. См. также Восприятия пространства нарушения, Слух.

Энциклопедия
211
10.08.2014
izwjagin
0

Безориентирное поле

Определение: пустое, гомогенное, лишенное зрительных ориентиров поле, естественным примером которого является безоблачное небо (и без звезд). Восприятие локального объекта в Б. п. отличается рядом специфических особенностей, в частности, потерей стабильности пространственного положения. В полной темноте неподвижный светящийся объект кажется хаотически движущимся (автокинетическая иллюзия, автокинез). См. Иллюзии восприятия.

Энциклопедия
207
10.08.2014
izwjagin
0

Ахроматическое зрение

Определение: 1. Континуум ощущений серых цветов, включающий также белый и черный цвета разной светлоты (все эти цвета называют «ахроматическими»). Некоторые виды животных, обычно ведущие ночной образ жизни, обладают только А. з. Ахроматические цвета отличаются друг от друга только по светлоте, т. е. большей или меньшей близостью к белому. А. з. человека весьма чувствительно к изменениям светлоты: человек может различать до 200 градаций по светлоте от черного до белого. См. Хроматические цвета.
2. Расстройство цветового зрения у человека, характеризующееся полной потерей способности различать хроматические тона (носит название «ахроматопсия»). При А. з. окружающий мир воспринимается в сером цвете, хотя различия яркости воспринимаются. Максимум яркости в световом спектре при А. з. находится в области зеленого цвета, что характерно для сумеречного зрения людей с нормальным цветовым зрением (см. Пуркинье эффект). А. з. обычно сочетается со светобоязнью и низкой остротой центрального зрения.

Энциклопедия
191
10.08.2014
izwjagin
0

Аффорданс

Определение: в теории восприятия Дж. Гибсона, «приглашающее» (манящее) качество воспринимаемых предметов и событий. Оригинальность этого понятия иногда сильно преувеличивается, поскольку значительно раньше К. Левин глубоко и детально разработал идею о Aufforderungscharakter — о повелительном (побудительном) характере вещей. (Б. М.)

Энциклопедия
198
10.08.2014
izwjagin
0

Ауберта феномен

Определение: обнаружение светлых объектов на темном фоне происходит при меньшем угле зрения (с большого расстояния), чем темных на светлом при одинаковых величинах яркостного контраста (см. Контраст яркостный). Этот эффект проявляется при наблюдении объектов в отраженном свете для высоких и средних уровней освещенности. А. ф. — результат влияния иррадиации на видимую величину объектов. Однако пространственный порог обнаружения объектов обратного контраста («светлое на темном») меньше лишь для таких условий сравнения, когда яркости объекта и фона меняются местами. Если на одном и том же фоне рассматривать одновременно объекты темнее и светлее фона при одинаковых величинах контраста, то темный объект виден под меньшим углом зрения (поправка, внесенная Б. М. Тепловым в 1935 г.). (Г. Н. Ильина.)

Энциклопедия
173
10.08.2014
izwjagin
0

Аносмия

Определение: отсутствие обоняния (врожденное или приобретенное, вследствие периферического или центрального поражения). Для современного человека это не слишком опасная потеря.

Энциклопедия
204
10.08.2014
izwjagin
0

Анализатор

Определение: термин, введенный И. П. Павловым, для обозначения целостного нервного механизма, осуществляющего прием и анализ сенсорной информации определенной модальности. Син. сенсорная система. Выделяют зрительный (см. Зрение), слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный А., анализаторы внутренних органов и двигательный (кинестетический) А., осуществляющий анализ и интеграцию проприоцептивной, вестибулярной и др. информации о движениях тела и его частей. А. состоит из 3 отделов: 1) рецепторного, преобразующего энергию раздражения в процесс нервного возбуждения; 2) проводникового (афферентные нервы, проводящие пути), по которому сигналы, возникшие в рецепторах, передаются к вышележащим отделам ц. н. с; 3) центрального, представленного подкорковыми ядрами и проекционными отделами коры больших полушарий (см. Кора головного мозга).
Анализ сенсорной информации осуществляется всеми отделами А., начиная с рецепторов и кончая корой больших полушарий. Помимо афферентных волокон и клеток, передающих восходящие импульсы, в составе проводникового отдела имеются и нисходящие волокна — эфференты. По ним проходят импульсы, регулирующие активность нижележащих уровней А. со стороны его высших отделов, а также др. мозговых структур.
Все А. связаны друг с другом двусторонними связями, а также с моторными и др. областями мозга. Согласно концепции А. Р. Лурия, система А. (или, что точнее, система центральных отделов А.) образует 2-й из 3 блоков мозга. Иногда в обобщенную структуру А. (Е. Н. Соколов) включается активирующая система мозга (ретикулярная формация), которую Лурия рассматривает в виде отдельного (первого) блока мозга. (Д. А. Фарбер.)

Энциклопедия
212
10.08.2014
izwjagin
0

Амблиопия

Определение: оптически некоррегируемое снижение остроты зрения, возникающее из-за врожденной или ранней катаракты, врожденной аномалии рефракции, косоглазия. Развивается вследствие ранней сенсорной депривации. Успешность реабилитации снижается с возрастом. См. Зрения нарушения. (Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер.)

Энциклопедия
185
10.08.2014
izwjagin
0

Алгометр

Определение: прибор для измерения болевой чувствительности. Различают А.: механический (мера — степень выдвижения колющей иглы), электрический (мера — вольтаж действующего тока), термический (мера — нагрев прямым контактом или излучением) и химический (мера — концентрация раздражающего вещества). С помощью А. устанавливается нижний болевой порог (абсолютный порог) — величина раздражения при первом появлении ощущения боли и верхний болевой порог (порог терминальный) — величина раздражения, при которой боль становится непереносимой.

Энциклопедия
175
10.08.2014
izwjagin
0

Акустика физиологическая

Определение: область физиологии органов чувств, занимающаяся изучением закономерностей процесса восприятия звуков слуховой системой и образования звуков органами речи. Основы А. ф. были заложены Г. Гельмгольцем, который создал достаточно стройную теорию слуха, разработал модель восприятия сложных звуков, осуществил простейший анализ и синтез звуков речи.
Основные разделы А. ф.: 1) изучение физики и биофизики восприятия простых и сложных тональных сигналов; 2) изучение физиологических аспектов речеобразования и восприятия речевых и речеподобных сигналов (шумов); 3) изучение нейродинамических показателей слуховой системы.
В 1-м разделе А. ф. исследуются абсолютные и разностные пороги слуха, закономерности формирования ощущений громкости и высоты, субъективное восприятие сложных звуков, бинауральный эффект и т. д. Некоторые авторы относят эти вопросы к психоакустике (см. Акустика психологическая). Во 2-м разделе А. ф. исследуются количественные показатели разборчивости речи, ее маскировки, условия распознавания речевых сигналов, вопросы моделирования речевого акта. В 3-м разделе рассматриваются проблемы восприятия звуковых последовательных стимулов в зависимости от интервала времени между ними при учете их интенсивностей, частот и длительностей.
В А. ф. применяются данные нейрофизиологии и электрофизиологии слуховой системы, нейроанатомии. Значительное место в А. ф. занимает изучение звукопроводящего и звуковоспроизводящего аппарата и некоторых патологических состояний слуха.
В настоящее время исследования органов слуха и речи базируются на методах современных физических измерений, поэтому некоторые авторы считают А. ф. (биоакустику) частью биофизики.

Энциклопедия
194
10.08.2014
izwjagin
0

Акустика психологическая

Определение: ветвь экспериментальной психологии, исследующая соотношения между звуковыми стимулами и ощущениями на основе субъективных суждений. Термин «А. п.» появился в связи с распространением радиовещания, звукозаписи и звукового кино, определивших необходимость получения количественных оценок слуховых реакций на звуковые сигналы. В настоящее время субъективные шкалы и методы А. п. все больше применяются в инженерной психологии, прикладной аудиологии и др. областях науки. Син. психоакустика.

Энциклопедия
169
10.08.2014
izwjagin
0

Аккомодация глаз

Определение: приспособление глаз к четкому видению различно удаленных предметов путем изменения преломляющей способности хрусталика. Фокусное расстояние хрусталика непроизвольно изменяется и регулируется с помощью внутренних глазных мышц, изменяющих кривизну его поверхности так, чтобы были ясно видны предметы, находящиеся на различном расстоянии от наблюдателя. Фокусное расстояние хрусталика зависит от длины волны, так что коротковолновый свет фокусируется в более близкой точке, чем длинноволновый. Дефекты зрения, связанные с нарушением преломляющей способности хрусталика — миопия (близорукость) и гиперметропия (дальнозоркость). Такие оптические дефекты достаточно распространены и м. б. легко скорректированы с помощью очков или контактных линз. См. также Зрение, Оптическая система глаза. (Т. П. Зинченко.)

Энциклопедия
214
10.08.2014
izwjagin
0

Адекватный раздражитель

Определение: В зависимости от контекста под А. р. понимают: 1) раздражитель, на переработку параметров которого избирательно настроены рецепторные образования органов чувств (анализаторы); 2) раздражитель, который вызывает восприятие или стимулирует формы поведения, адекватно отражающие его содержание. Эти определения не совпадают, если их рассматривать применительно к ситуации возникновения иллюзий. Напр., раздражение вестибулярного аппарата в момент прекращения вращения тела вокруг вертикальной оси, приводящее к возникновению окулогиральной иллюзии (см. Окулогравическая иллюзия), является адекватным в 1-м, но не во 2-м смысле.

Энциклопедия
195
10.08.2014
izwjagin
0

Аддитивное смешение цветов

Определение: один из способов смешения цветов; эффект субъективного слияния в однородное цветовое качество нескольких световых излучений, имеющих различный спектральный состав, при их попадании на один и тот же участок сетчатки глаза. Первое научное описание феноменов А. с. ц. дал И. Ньютон (1672) на основании опытов с разложением и сложением световых лучей призмами и линзами. Результаты опытов Ньютона и последующих исследователей получили обобщенное выражение в форме законов смешения цветов.

Энциклопедия
193
10.08.2014
izwjagin
0

Адаптометр

Определение: прибор для измерения световой чувствительности глаза в процессе темповой адаптации, т. е. в процессе постепенного приспособления глаза к темноте. Построен на принципе измерения порога светового раздражения зрительного анализатора путем предъявления точно дозированных световых воздействий. А. позволяет установить минимальную интенсивность светового раздражителя, вызывающую у испытуемого ощущение света при данных условиях. Яркость тестового объекта может изменяться в диапазоне 400 млн раз, что позволяет исследовать изменения чувствительности и, следовательно, ход темповой адаптации (см. Адаптация зрительная) как нормального глаза, так и патологически измененного.

Энциклопедия
171
10.08.2014
izwjagin
0

Адаптация слуховая

Определение: изменения в характере восприятия звуков во время и после действия звукового раздражителя. Чаще всего А. с. проявляется в падении слуховой чувствительности, хотя при действии звуков могут изменяться и др. показатели слухового восприятия (оценка громкости, высоты звука). А. с. в виде повышения порогов слуха зависит от интенсивности, частоты и длительности воздействующего тона, а также от времени, прошедшего после начала или прекращения действия звука. Увеличение времени воздействия раздражающего тона приводит к слуховому утомлению, характеризующемуся временным повышением порогов слуха и значительным периодом восстановления.
Механизмы А. с. недостаточно изучены. Наряду с изменениями в функции внутреннего уха (см. Ухо внутреннее), выражающимися в уменьшении частоты разрядов клеток, на развитие А. с. оказывают влияние процессы, происходящие в высших отделах ц. н. с. (см. также Слух).

Энциклопедия
235
10.08.2014
izwjagin
0

Адаптация сенсорная

Определение: изменение чувствительности сенсорных систем под воздействием раздражителя. Понятие А. с. (или, что не очень точно, А. органов чувств) объединяет разнообразные явления изменения чувствительности, имеющие иногда совершенно различную физиологическую природу. Различают, по меньшей мере, 3 разновидности А. с.
1. А. — полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия постоянного раздражителя. Напр., легкий груз, покоящийся на коже, вскоре перестает ощущаться. Человек ощущает прикосновение одежды и обуви лишь в момент их надевания. Давление часов на кожу руки или очков на переносицу также очень быстро перестает ощущаться. Эти изменения чувствительности, по Л. М. Веккеру (1998), связаны с тем, что при установлении стационарного состояния взаимодействия с раздражителем затухание центростремительных импульсов автоматически прекращает весь дальнейший процесс ощущения, хотя процесс раздражения рецепторов продолжается. Отсутствие явления полной адаптации зрительного анализатора при действии постоянного и неподвижного раздражителя объясняется тем, что в этом случае имеет место компенсация неподвижности раздражителя за счет движений самого рецепторного аппарата.
2. А. называют также ухудшение способности ощущать слабые раздражители и, следовательно, повышение нижнего абсолютного порога под влиянием действия сильного светового раздражителя. Явление снижения абсолютной чувствительности зрительной системы под влиянием интенсивного светового раздражения носит название световой А.
Описанные 2 вида А. можно объединить общим термином негативная А., т. к. их результатом является снижение чувствительности анализаторов.
3. А. называют повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя; это позитивная А. В зрительном анализаторе позитивная А. называется темновой А., она выражается в увеличении абсолютной чувствительности глаза под влиянием пребывания в темноте.
Адаптационное регулирование уровня чувствительности в зависимости от того, какие раздражители (слабые или сильные) воздействуют на рецепторы, имеет огромное биологическое значение. А. предохраняет органы чувств от чрезмерного раздражения в случае воздействия на них сильных раздражителей. В то же время она не позволяет постоянно действующим раздражителям маскировать новые сигналы или отвлекать внимание от более важных раздражителей. Явление А. объясняется теми периферическими изменениями, которые имеют место в функционировании рецепторов при продолжительном воздействии на него раздражителя, а также процессами, протекающими в центральных отделах анализаторов. При длительном раздражении кора головного мозга отвечает внутренним «охранительным», запредельным торможением, снижающим чувствительность.
От рассмотренных явлений А. следует отличать др. явления, напр., сенсомоторную А. к инверсии или смещению сетчаточных изображений (см. Смещенное зрение). Установлено, что испытуемые, носившие инвертирующие призмы, постепенно адаптируются к условиям инверсии и воспринимают окружающие объекты как правильно ориентированные в пространстве. И. Коллер (1964) высказал предположение о возможности в этих условиях 2 видов А.: физиологической А., не зависящей от к.-л. форм активности со стороны субъекта, и А. в результате практической деятельности. (См. также Адаптация, Адаптация зрительная, Зрение, Пороги ощущений, Температурные ощущения.) (Т. П. Зинченко.)
Добавление:
1. Обычно в дефинициях А. указывают не просто на изменение чувствительности, а на приспособительное (полезное, позитивное) изменение, причем подразумевается, что приспособительный эффект проявляется в самой сенсорной сфере. Термин «негативная А.» может создать неверное представление о световой А. как о явлении, для которого характерно лишь ухудшение восприятия, что само по себе тоже может иметь позитивное значение в свете иных «интересов» субъекта (напр. защита от сенсорной перегрузки или от опасных по силе раздражителей, фильтрация информативных сигналов). Однако световую А. нельзя ограничить только отмеченным процессом понижения абсолютной чувствительности, поскольку (в этом как раз и состоит ее приспособительное значение) параллельно с понижением абсолютной чувствительности происходит повышение дифференциальной световой (или контрастной) чувствительности — способности наблюдателя замечать различия, детали, контрасты (любой человек с нормальным зрением знает, что при переходе из темного помещения на светлую улицу требуется некоторое время, чтобы прошло ослепление и стали различаться объекты). 2. Явления сенсорной А. нередко имеют определенную избирательность (селективность): происходящие в сенсорной системе изменения чувствительности специфичны к некоторому диапазону стимульных характеристик, близких к характеристикам адаптирующего стимула (скорости движения, ориентации, цвету, пространственной частоте и др.) (Б. М.)

Энциклопедия
171
10.08.2014
izwjagin
0

Адаптация зрительная

Определение: приспособление чувствительности глаза (и всей зрительной системы) к различным условиям освещения. Различают А. з. к свету (световая А. з.) и темноте (темновая А. з.). А. з. к свету в норме происходит в течение 1 мин. При нормальном состоянии зрительного анализатора она зависит от интенсивности и яркости воздействующего на глаз света.
А. з. к темноте продолжается значительно дольше. За первые 30-45 мин происходит повышение световой чувствительности в 8-10 тыс. раз. Однако процесс А. з. идет и в течение последующих часов пребывания в темноте, достигая максимума примерно на 2—3-м ч. А. з. к темноте (сумеречному свету) происходит в результате 1) фотохимических реакций в сетчатке (восстановление зрительного пурпура); 2) переключения зрения с колбочкового на палочковый рецепторный аппарат; 3) увеличения площади рецептивных полей (пространственная суммация); 4) увеличения площади зрачка. А. з. измеряют с помощью специальных приборов, называемых адаптометрами. См. Гемералопия, Зрение, Фоторецепторы. (Г. Н. Ильина.)

Энциклопедия
188
10.08.2014
izwjagin
0

Абсолютный слух

Определение: способность правильно определять (называть) и воспроизводить голосом высоту отдельных звуков без соотнесения их с др. звуками, высота которых известна. А. с. — это не абсолютное развитие музыкального слуха вообще, а особая форма восприятия звуков. Лица без А. с. при определенных условиях могут хорошо узнавать высоту тонов, напр., сравнивая заданный звук с самым высоким или самым низким звуком собственного голоса (т. н. псевдоабсолютный слух). Лица с А. с. могут узнавать и правильно называть музыкальные тоны без вспомогательных звуковысотных отношений и «внутреннего пения».
По данным исследователей, время определения высоты звуков у людей с А. с. значительно короче, чем у не обладающих этой способностью (от 0,4 до 0,7 с у первых и несколько секунд у вторых). Точность А. с. максимальна в средних регистрах и минимальна в крайних.
Различают пассивный А. с, когда испытуемый правильно определяет высоту слышимого звука, но не может воспроизвести ее голосом по заданному названию, и активный А. с, когда он может и называть, и воспроизводить звуки по их высоте.
А. с. обычно обнаруживается в раннем школьном, иногда в дошкольном возрасте.

Энциклопедия
195
10.08.2014
izwjagin
0

Абсолютный порог

Определение: вид сенсорного порога. Как понятие классической психофизики, А. п. — это величина раздражителя, который вызывает едва заметное ощущение. С учетом статистического характера связи между раздражителем и ощущением (реакцией) можно также сказать, что А. п. — это такая величина раздражителя, при которой ощущение (или ответная реакция) возникает с определенной частотой (обычно 50%). Для определения А. п. в классической психофизике разработан ряд методов: метод постоянных раздражителей, метод минимальных изменений, метод средней ошибки (метод установки) и др. См. также Пороги ощущений, Порог терминальный. (Б. М.)

Энциклопедия
207
10.08.2014
izwjagin
0

Аберрация

Определение: явление, заключающееся в том, что световые лучи, испускаемые точечным источником света, после прохождения через линзу не пересекаются в одной точке, а дают расплывчатое изображение. При сферической А. лучи света, прошедшие через периферическую часть линзы, собираются в фокус ближе за линзой (в человеческом глазе — за хрусталиком), чем лучи, прошедшие через центральную часть линзы. При хроматической А. фокус коротковолновых лучей спектра (сине-фиолетовых) находится ближе фокуса длинноволновых (красно-оранжевых). В глазу человека существует как сферическая, так и хроматическая А. См. также Оптическая система глаза.

Энциклопедия
194
10.08.2014
izwjagin
0

Энграмма

Определение: совокупность изменений в нервной ткани, обеспечивающих сохранение результатов воздействия действительности на человека. Э. — физиологическая основа памяти. Различаются 2 типа Э. с т. зр. их содержательной характеристики: образы — Э., структуры которых отображают структуры воспринятых ранее объектов, и модели действий — Э., структуры которых отображают программы действий. Между Э. может образовываться устойчивая ассоциативная связь. Ср. Мнема, Памяти физиологические механизмы, Следы памяти. (Т. П. Зинченко.)

Энциклопедия
273
04.04.2014
izwjagin
0

Эйдетический образ

Определение: проецированный образ (обычно зрительный, но м. б. и любой др. модальности), настолько четкий, ясный, красочный и дифференцированный по форме, что кажется бодрствующему субъекту перцептом (образом восприятия). Э. Йенш описал 2 типа Э. о.: 1-й тип — напоминающий растянутые во времени последовательные образы, обычно имеющие цвет, дополнительный по отношению к оригиналу; 2-й тип — напоминающий усиленные образы памяти. В описание Э. о. входят несовместимые характеристики послеобраза и представления памяти. Появление Э. о. только после окончания стимуляции, мимолетность и детальная отчетливость делают его похожим на послеобраз. Однако его независимость от движений глаз, отсутствие его перемещения при движениях глаз и возможность смотреть на его различные части, видя их с одинаковой четкостью, — все это означает, что Э. о. — это образ памяти. Длительность Э. о., как правило, не превышает 1 мин, но может в редких случаях достигать и 10 мин. Э. о. могут репродуцироваться в сновидениях, насильственных воспоминаниях, галлюцинациях. (Т. П. Зинченко.)

Энциклопедия
256
04.04.2014
izwjagin
0

Эйдетик

Определение: лицо, обладающее эйдетической способностью. По некоторым осторожным оценкам, среди детей Э. составляют около 5%, тогда как среди взрослых их в лучшем случае 1 на 1000.

Энциклопедия
244
04.04.2014
izwjagin
0

Эйдетизм

Определение: способность к запечатлению и сохранению во всех деталях образов предметов после прекращения их восприятия. Син. эйдетическая способность. Эйдетические образы отличаются от обычных тем, что человек как бы продолжает воспринимать предмет в его отсутствие. Механизм не исследован.

Энциклопедия
241
04.04.2014
izwjagin
0

Укрупнение

Определение: стратегия запоминания (мнемотехническая операция), состоящая в преобразовании информации к виду, содержащему меньшее количество, но информационно более крупных, элементов (напр., преобразование двоичного кода 01011 в позиционный 11). У. возможно на основе взаимодействия кратковременной и долговременной памяти. Термин предложен амер. психологом Джорджем Миллером (1956). См. Кодирование, Оперативная единица восприятия, Структурирование. О др. смысле У. см.: Монотонная работа. (А. И. Назаров.)

Энциклопедия
226
04.04.2014
izwjagin
0

Узнавание

Определение: отождествление (идентификация перцептивная), признание воспринимаемого объекта как уже известного по прошлому опыту. У. основано на операции сличения наличного впечатления с соответствующими следами памяти. Эти следы выступают в процессе сличения как эталоны опознавательных признаков воспринимаемого предмета или явления. Различается У. индивидуальное и родовое. В процессе индивидуального У. идентифицируется к.-л. индивидуальный объект. В итоге он фиксируется как именно тот самый, который встречался раньше. Родовое У. — это опознание (категоризация) вариативного предмета или явления, напр. некоторой геометрической фигуры. Узнать вариативный объект — значит отнести его к к.-л. известному классу объектов.
У. (как и опознание) м. б. сукцессивным и симультанным. Сукцессивное (последовательное) У. характеризуется стадийностью. Оно связано с выдвижением и перебором гипотез. При этом сначала возникает лишь чувство знакомости, которое затем переходит на уровень полного опознания предмета или явления. Симультанное (мгновенное) У. имеет место тогда, когда объект хорошо знаком и условия его восприятия не затруднены.
Особое явление представляет собой ложное У., когда человек переживает как знакомые впервые воспринимаемые объекты (феномен «уже пережитого» — фр. déjà vu). См. Псевдопамять.

Энциклопедия
258
04.04.2014
izwjagin
0

Триграммы

Определение: по специальным правилам подобранные трехбуквенные слова или бессмысленные трехбуквенные сочетания. Часто используются в качестве материала в исследованиях памяти.

Энциклопедия
297
04.04.2014
izwjagin
0

Трехкомпонентная модель памяти

Определение: концепция, в которой память рассматривается как результат совместной работы 3 основных блоков (подсистем, хранилищ): 1) сенсорных регистров, 2) кратковременного хранилища и 3) долговременного хранилища. В сенсорных регистрах информация хранится короткое время (не более 1 с) почти в полном объеме и представлена в виде модально закодированных физических признаков стимуляции. В кратковременном хранилище объем памяти небольшой (см. Кратковременной памяти объем), а информация представлена в вербально-акустическом коде; длительность хранения (ок. 30 с) зависит от активных процессов управления — проговаривания, кодирования, выбора способа запоминания и т. д. В долговременном хранилище объем памяти неограничен; информация в нем представлена в семантических кодах и может сохраняться очень долго (несколько лет) или даже постоянно (см. Долговременная память). (А. И. Назаров.)

Энциклопедия
264
04.04.2014
izwjagin
0

Структурирование

Определение: стратегия и процесс организации разрозненной информации при ее запоминании, в результате чего элементы запоминаемого материала связываются по смыслу в целостную группу или несколько таких групп (ср. Кодирование, Укрупнение). Условия успешного С.: близкое по времени (в идеале — одновременное) поступление запоминаемых элементов в кратковременную память; внутреннее сходство элементов, облегчающее выделение в них общего объединяющего признака. (А. И. Назаров.)

Энциклопедия
252
04.04.2014
izwjagin
0

Сохранение

Определение: 1. С. (англ. retention, storage) — один из основных процессов памяти, обнаруживаемый по воспроизведению или узнаванию, либо по тому факту, что материал, кажущийся забытым, требует для доучивания меньше времени, чем это было необходимо для первоначального заучивания. Воспроизведение, узнавание и доучивание — 3 критерия С. С. имеет избирательный характер, являясь функцией участия материала в деятельности субъекта. Материал, связанный своим содержанием с потребностями человека, с целями его деятельности, лучше сохраняется в памяти. С. — конструктивный процесс, включающий более или менее выраженную переработку материала, в которой участвуют мыслительные операции (обобщение, систематизация и пр.). Ослабление С. с течением времени называется забыванием, восстановление забытого — реминисценцией. Для исследования процесса С. используются след. методы: метод последовательного воспроизведения, метод сбережения, метод реконструкции, метод заданного эталона и др. (Т. П. Зинченко.)
2. С. (англ. conservation) — важное понятие в системе генетической психологии Ж. Пиаже. Овладение принципом С. (инвариантности, постоянства) представляет собой важный этап интеллектуального развития ребенка. Понятие С. означает, что предмет или совокупность предметов признаются неизменными (сохранными) по составу элементов или по ряду физических свойств, несмотря на изменения их формы или внешнего расположения. На дооператорной стадии развития интеллекта ребенок опирается исключительно на перцептивную наглядность, поэтому любое перемещение элементов внутри множества означает для него и изменение самого множества в целом. Согласно Пиаже, овладение принципом С. — психологический критерий появления основной логической характеристики мысли — обратимости (реципрокности) — и свидетельствует о переходе ребенка на стадию конкретных операций. В работах Пиаже описаны феномены, показывающие отсутствие принципа С. у ребенка (напр., для ребенка 2 равных по весу шарика из пластилина перестают быть равными, как только 1 из них принимает др. форму, и т. д.), а также опыты, когда ребенок уже руководствуется этим принципом.
На уровне конкретных операций понимание принципа С. по отношению к разным физическим характеристикам объектов и явлений (масса, вес, длина и пр.) возникает у ребенка не одновременно. Так, напр., понимая принцип С. массы, он может не понимать принципа С. веса и объема. Эти запаздывания, сдвиги во времени возникновения понятий в пределах одной стадии (т. н. горизонтальные ''декаляжи) обусловлены «привязанностью» ребенка к конкретной действительности и его зависимостью от содержания структурированного материала.
Попытки сформировать у детей дошкольного возраста логические понятия, в частности понятие о С. величин, были предприняты в Межд. центре генетической эпистемологии в Женеве учеными различных направлений (Б. Инельдер, Дж. Смедслунд, А. Морф, А. Пьере-Клермон и др.). В этих исследованиях обучение логическим структурам было основано на приведении в действие др. логических структур, которые были приобретены спонтанно, что делает формирование логических структур принципиально ограниченными (см. Женевская школа генетической психологии).
В отечественной психологии были успешно проведены циклы исследований, направленных на формирование логических понятий у детей (П. Я. Гальперин и сотрудники, Д. Б. Эльконин и сотрудники). Так, в работах Л. Ф. Обуховой было показано, что можно сформировать полноценное понятие о С. количества у детей, если научить их применять к анализу вещей общественно-выработанные орудия познания — критерии, эталоны, меры. В исследованиях, проведенных под руководством Эльконина, овладение детьми логическими операциями и понимание ими принципа С. явилось результатом направленного формирования децентрации. (Е. В. Филиппова.)

Энциклопедия
234
04.04.2014
izwjagin
0

Следы памяти

Определение: временные связи в коре мозга, служащие физиологической основой запоминания, сохранения и воспроизведения. Возникновение С. п. обусловливается реальными связями предметов и явлений, в частности их связями в пространстве и во времени, отношениями сходства и различия между ними и т. д. Характеристики этих связей (прочность, лабильность, помехоустойчивость и т. п.) определяются степенью участия соответствующего материала в деятельности субъекта, их значимостью для реализации целей. См. Мнема, Мнемическая функция, Памяти морфологический субстрат, Память. (Т. П. Зинченко.)

Энциклопедия
250
04.04.2014
izwjagin
0

Сенсорный регистр

Определение: гипотетической блок когнитивных моделей хранения информации в том виде, в котором она была преобразована на уровне органов чувств, без последующего перекодирования (см. также Память, Память иконическая, Память эхоическая, Трехкомпонентная модель памяти). (А. И. Назаров.)

Энциклопедия
257
04.04.2014
izwjagin
0

Ретроактивное торможение

Определение: мнемический эффект, состоящий в отрицат. влиянии деятельности, следовавшей за заучиванием, на последующее воспроизведение заученного материала. Р. т. тем сильнее, чем больше сходства между деятельностью заучивания и последующей деятельностью как по содержанию, так и по условиям их осуществления. Вместе с тем Р. т. уменьшается, если в 2 последовательно запоминаемых материалах увеличивается количество не сходных, а тождественных элементов. Р. т. возникает также тогда, когда деятельность, выполняемая вслед за запоминанием материала, требует больших умственных усилий и вызывает утомление либо если она чрезвычайно занимательна, связана с сильными положительными или отрицат. эмоциями. В этом случае механизм Р. т. — запредельное торможение или отрицат. индукция нервных процессов. Р. т. в ряде случаев выступает совместно с проактивным торможением. Ср. Раншбурга эффект.

Энциклопедия
269
04.04.2014
izwjagin
0

Реминисценция

Определение: мнемический эффект, состоящий в отсроченном припоминании того, что первоначально (при непосредственном воспроизведении) не удавалось воспроизвести. В результате происходит частичное или даже общее улучшение отсроченного воспроизведения по сравнению с непосредственным. Р. наблюдается в процессе запоминания самого различного вербального и наглядного материала (тексты, стихи, списки, наборы картинок, предметов). Особенно ярко Р. проявляется в памяти на эмоционально окрашенные жизненные события и при работе с логически связным материалом. Р. чаще обнаруживается при запоминании большого по объему материала, а также — у детей, чем у уч-ся старших классов и взрослых. (Т. П. Зинченко.)

Энциклопедия
268
04.04.2014
izwjagin
0